Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Центр научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России и АТЭС
22-89-56
www.rapec.ru



Вопреки ожиданиям IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации не позволит в полной мере решить поставленную задачу перехода к инновационной экономике при вступлении с 01 января 2008 года этого закона в силу (особенно главы 75 и 77). С учетом же исключения информации из числа объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) и внесения изменений в ряд федеральных законов, имеющих принципиальный, если не революционный, по своим последствиям характер, можно прогнозировать ухудшение ситуации в этой области.


ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ


Лопатин Владимир Николаевич,
директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности,
доктор юридических наук.

 

Во-первых, сфера отношений, регулируемых законом «О коммерческой тайне», существенно сокращается. Если сегодня закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, ее передачей и охраной конфиденциальности, то с 1 января 2008 года предметом данного закона будут отношения, связанные только с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении секретов производства (ноу-хау). В то же время предлагается действующую норму о понятии «режим коммерческой тайны» признать утратившей силу, под коммерческой тайной понимать режим конфиденциальности информации (сегодня - конфиденциальность информации).

При этом существенно расширяется объем ноу-хау. Если сегодня секреты производства (ноу-хау) являются только одной из разновидностей информации, составляющей коммерческую тайну, то после вступления в силу части четвертой ГК РФ и предлагаемых изменений любая информация, составляющая коммерческую тайну, объявляется секретом производства (ноу-хау).

При разных названиях статьи 1465 ГК РФ «Секрет производства (ноу-хау)» и новой редакции пункта 2 статьи 3 ФЗ №98 «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)» их содержание совпадает дословно.

Представляется, что данный подход будет противоречить общепринятой практике и международным обязательствам России.

В настоящее время о ноу-хау упоминается более чем в 180 международных соглашениях.

Коммерческая тайна сама по себе не является объектом интеллектуальной собственности, но имеет важное значение для создания условий, благоприятствующих вовлечению в хозяйственный оборот такого объекта интеллектуальной собственности, как ноу-хау. Ноу-хау является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, права на который охраняются в режиме коммерческой тайны.

Во-вторых, существенно изменяется объем и характер правомочий правообладателя на коммерческую тайну.

Поскольку ноу-хау является одним из объектов интеллектуальной собственности, то, следовательно, институт исключительного права как специфический институт, используемый ранее только применительно в сфере интеллектуальной собственности, теперь предлагается использовать по отношению ко всей коммерческой тайне.

Для этого наряду с установлением исключительного права на секрет производства в статье 1466 ГК РФ признаются утратившими силу положения части 2 статьи 4 и статьи 7 ФЗ №98, устанавливающие сегодня права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.

В то же время, если правообладатель исключительного права вправе использовать ноу-хау по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений; распоряжаться исключительным правом, если ГК РФ не предусмотрено иное; по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование ноу-хау (предоставление права использования), то объем прав современного обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, гораздо шире. Отмена ряда правомочий без их законодательного закрепления за правообладателем исключительного права, в том числе по установлению, изменению и отмене режима коммерческой тайны, охране и защите прав на нее (п.п.1,5,6,7 в п.2 статьи 7), приведет к новой декларативности действующего закона.

В то же время у правообладателя исключительного права на секрет производства (ноу-хау) появятся новые, ранее не присущие ему обязанности. Так, например, согласно требованиям п.1 статьи 6 ФЗ №98 он будет обязан по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставлять им на безвозмездной основе свои секреты производства.

В-третьих, существенно изменяются сроки и условия правовой охраны прав на коммерческую тайну.

В соответствии со статьей 1467 ГК РФ исключительное право на секрет производства будет действовать до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

Необходимо учитывать, что принятый закон (часть IV ГК РФ) противоречит, по нашей оценке, более чем десяти международным договорам в сфере интеллектуальной собственности, участником которых является Российская Федерация и положения которых, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, являются для нашей страны обязательными (в том числе соглашению ТРИПС при присоединении России к ВТО).

Кроме того, можно прогнозировать проблемы при выполнении многих норм части IV ГК РФ в связи с отсутствием их финансирования. Обратимся к практике применения некоторых уже действующих законов в сфере интеллектуальной собственности.

В 2003 г. Федеральным законом №22-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Патентный закон РФ. В частности, Патентный закон РФ был дополнен ст. 9.1 «Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту». Государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти наделялось правом подавать заявки на патентование результатов интеллектуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании.

При направлении законопроекта в Государственную Думу РФ его разработчики также указали, что дополнительного финансирования за счёт средств федерального бюджета не потребуется. Изменения в Патентный закон РФ были приняты. Однако прошедшие три года показали, что указанная статья этого закона не работает. Причина этого в том, что при подаче заявки в Патентное ведомство заявитель (в том числе и орган государственной власти) обязан уплатить специальную пошлину. Кроме того, необходимо произвести и другие расходы. Но в федеральном бюджете на это денежных средств не выделяется.

В результате предприятия, выполняя требования закона, информируют госзаказчиков - органы исполнительной власти - о том, что они получили охраноспособные результаты, но заявки эти органы власти в Патентное ведомство не подают и, соответственно, патенты не получают.

Предприятия, получающие бюджетное финансирование на НИОКР, оказались заложниками такой позиции законодателя и Правительства России и вынуждены «играть» в двойную игру. С одной стороны, они информируют госзаказчика в лице министерств и ведомств, что получены охраноспособные результаты при бюджетном финансировании, но, с другой стороны, не дожидаясь 6-месячного срока, который отводится органу исполнительной власти для подачи заявки, подают собственную заявку на патент от своего имени. При этом пошлины и иные установленные сборы предприятия оплачивают из собственных средств.

Этот пример наглядно показывает, к чему приводит игнорирование потенциальных финансовых затрат, которые необходимо будет понести в связи с реализацией той или иной нормы закона. Как говорится, скупой платит дважды. Но в данном случае государство платит дважды не только за скупость, но и за глупость своих чиновников, причем не из их кармана, а из государственной казны, за счет налогоплательщиков.

В новой части Гражданского кодекса РФ подобных норм более чем достаточно, и ни по одной из них не предусмотрено финансирование из федерального бюджета. К чему это приведёт? К пустому декларированию и неисполнению норм закона. И это никак не будет способствовать повышению эффективности охраны интеллектуальной собственности.

Сегодня выполнение государственными заказчиками своих функций по правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и вовлечению их в экономический оборот требует определенных финансовых ресурсов. Однако федеральный бюджет Российской Федерации не предусматривает расходы на эти цели.

Несмотря на принимаемые решения по переходу к инновационной экономике, в стране отсутствуют организационно-правовые механизмы, обеспечивающие реализацию и внедрение получаемых результатов научно-технической деятельности в реальную экономику. В то же время собираемые ежегодно пошлины и платежи Роспатентом (до 1,5 млрд. рублей) и ФАПРИД при Минюсте России (до 1 млрд. руб. - в сфере военно-промышленного комплекса) направляются в основном не на решение указанной выше задачи, а на финансирование этих структур и проведение новых НИОКР.

Поиск ответов на эти вопросы позволяет утверждать, что краеугольным камнем в решении этой задачи является решение проблемы обеспечения баланса интересов государства (госзаказчиков), предприятий (исполнителей по госзаказу), а также граждан (авторов) в части закрепления и реализации прав на результаты научно-технической деятельности, что предполагает научное обоснование, определение стратегии и целей государственной политики, законодательное регулирование и организационное обеспечение.

В целях повышения эффективности государственной политики в области охраны и защиты интеллектуальной собственности и развития национальной инновационной системы, а также в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, представляется целесообразным предусмотреть возможность продления срока вступления в действие части IV Гражданского кодекса Российской Федерации до 01 января 2009 года с учетом необходимости принятия предусмотренных для реализации ее норм трех федеральных законов и 16 постановлений Правительства Российской Федерации, а также указанных изменений в главы 75 и 77.

Решение этих и других задач позволит продвинуться в достижении баланса развития и безопасности интересов граждан, общества и государства в сфере интеллектуальной собственности как на национальном, так и на международном уровнях.

В этих целях в 2005 году совместным решением Счетной Палаты РФ и Торгово-промышленной Палаты РФ при участии РАН был учрежден Республиканский НИИ интеллектуальной собственности (РНИИИС) как пример частно-государственного партнерства, который является сегодня единственной научной организацией в России, специализированной в области интеллектуальной собственности, объединяющей уникальных специалистов и ведущих ученых страны в этой области.

В структуре РНИИИС со штатом 95 чел. - четыре научно-исследовательских отдела, а также 6 региональных научно-исследовательских центров: Санкт-Петербургский, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

    Основные виды осуществляемой Институтом деятельности:
  1. научная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний в области интеллектуальной собственности, в том числе проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;
  2. консультирование по вопросам эффективного оборота объектов интеллектуальной собственности, охраны и защиты прав и законных интересов правообладателей на эти объекты, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  3. аудит по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  4. подготовка проектов программ, нормативных актов;
  5. проведение экспертизы проектов и программ, охраноспособности прав на полученные результаты интеллектуальной деятельности по обращениям заявителей;
  6. закрепление прав на полученные результаты интеллектуальной деятельности по обращениям заявителей;
  7. управление правами на объекты интеллектуальной собственности по обращениям правообладателей на договорной основе;
  8. оказание юридических услуг по осуществлению правовой охраны и защиты прав и законных интересов правообладателей на объекты интеллектуальной собственности;
  9. оценочная деятельность по установлению рыночной или иной стоимости в отношении объектов оценки, в том числе объектов интеллектуальной собственности и прав на них; предприятий как имущественных комплексов, их нематериальных активов (интеллектуальной собственности);
  10. консалтинг по вопросам интеллектуальной собственности;
  11. обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов;
  12. издательская деятельность.

В 2006-2007 гг. РНИИИС подписаны договоры и соглашения о научном и учебном сотрудничестве с ведущими центрами вузовской и академической науки по проблемам интеллектуальной собственности, а также органами государственной власти, в сферу полномочий которых входят вопросы интеллектуальной собственности. В соответствии с данными соглашениями РНИИИС выступает головным центром научно-методического обеспечения органов государственной власти по вопросам интеллектуальной собственности.

С более подробной информацией, в том числе о структуре, сотрудничестве, основных событиях, результатах деятельности Института в 2006-2007 гг., можно ознакомиться на сайте Института: www.rniiis.ru.

Адрес Дальневосточного НИЦИС РНИИИС:
г. Владивосток, ул. Пушкинская, д.37, тел. (4232) 26-81-76,

alexeiko@festu.ru.

П р и г л а ш а е м   к   с о т р у д н и ч е с т в у.

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К СТАТЬЕ:




14 Aug, 2017 18:46
Клиентские базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!!
https://goo.gl/GHtjjS Клиентские базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! https://goo.gl/GHtjjS
<a href="https://goo.gl/GHtjjS" >Клиентские базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! https://goo.gl/GHtjjS</a> [url=https://goo.gl/GHtjjS]Клиентские базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! https://goo.gl/GHtjjS[/url]
 
5 Sep, 2017 05:51
Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных для прод
Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных для продажи Ваших товаров и услуг?
Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных для продажи Ваших товаров и услуг? http://w.w.w/
 
24 Oct, 2017 11:36
Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных?
http://w.w/ Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных?
Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? http://w.w/
 
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show