Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Центр научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России и АТЭС
22-89-56
www.rapec.ru



Сегодня в различных средствах массовой информации Приморского края достаточно широко обсуждаются вопросы стратегии развития региона. При этом ближайшим ориентиром в развитии края определен 2012 год, год, когда Россия может председательствовать в Форуме «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), а Владивосток - стать местом проведения Саммита экономических лидеров этого влиятельного международного объединения. И при всех возможных траекториях движения к этому ориентиру инновационный путь представляется наиболее оптимальным и эффективным.

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДВГТУ


Анвир Амрулович Фаткулин,
ректор ДВГТУ, руководитель инновационной
образовательнойпрограммы ДВГТУ

 

 

Игорь Феликсович Коршенко, исполнительный директор
Центра научно-технического и инновационно-технологического
сотрудничества России и АТЭС

Как организовать этот путь? Что могут привнести в него существующие организации, в той или иной степени занимающиеся инновациями уже в течение достаточно длительного времени? Конечно же, проанализировать деятельность всей инновационной инфраструктуры региона в рамках одной статьи не представляется возможным. Такое исследование будет весьма поверхностным. А вот посмотреть, что для этого может сделать один университет, да еще и один из победителей конкурса среди вузов страны, внедряющих инновационные образовательные программы, можно. Речь идет о Дальневосточном государственном техническом университете с его более чем столетней историей и огромным, устремленным в будущее потенциалом.

Уже несколько месяцев университет реализует проект создания и развития Дальневосточного образовательного научно-технологического центра, который может стать не только весьма значимым, но и весьма привлекательным элементом для использования в различных стратегиях инновационного развития Приморского края.

Существо проекта: университет с использованием специально привлекаемых значительных федеральных ресурсов «выращивает» новое образование - крупный региональный научно-образовательный центр нового поколения. Центр, ориентированный на подготовку для инновационной экономики креативных и мотивированных лидеров отечественного бизнеса и на обеспечение региональной экономики инновационными проектами.

При этом Центр может помочь региональной экономике в решении одной из наиболее острых в настоящее время проблем: отсутствие (при наличии большого количества инновационноых разработок) проектов, пригодных для инвестирования в них, сопряженное с отсутствием проектных команд, способных реализовать эти проекты.

Рассмотрим, как это будет происходить в Центре, а заодно и что будет представлять собой сам Центр.

Во-первых, проект создания Центра представляет собой совокупность отдельных проектов: проектов создания 6 научно-образовательных центров по наиболее приоритетным отраслям региональной экономики, проектов создания информационной платформы, инновационной среды, методического обеспечения и средств интегрирования в экономику стран-членов Форума АТЭС. В системе реализации менеджмента распределенными проектами заключается первая инновация, примененная университетом.

Простое перечисление названий научно-образовательных центров показывает, что создаваемый Центр будет готов обеспечить текущие и прогнозные потребности всей региональной экономики как в кадрах, так и в технологиях.

В процессах, которые будут происходить в каждом из научно-образовательных центров, заключается вторая инновация.

Для ее описания потребуется небольшое отвлечение. Взаимоотношения в системе «работодатель - вуз» в последние годы явно оставляют желать лучшего: востребованность выпускников вузов очень низка, работодатели не удовлетворены компетентностными качествами выпускников и вкладывать свои ресурсы в подготовку специалистов существующего уровня не хотят, вузы ощущают острую нехватку финансирования. И так до бесконечности по замкнутому кругу.

По материалам прошедших во Владивостоке в июле 2007 года трех круглых столов с участием представителей вузов и работодателей мы составили небольшую диаграмму (рис. 1). Она наглядно показывает, каких именно компетенций ожидают от выпускников работодатели, и какие компетенции эти выпускники получают в существующей системе образования. И сразу же заметен разрыв, который необходимо устранить. Этот разрыв касается наиболее «креативной» составляющей компетентностных характеристик.

 

Как его собираются устранять в создаваемом Центре? Для этого предусмотрено следующее (рис. 2). Первые два года студенты учатся в ДВГТУ, получая при этом необходимый стартовый объем базовой подготовки. Начиная с третьего года обучения, процесс подготовки специалиста может переместиться в один из научно-образовательных центров.
В Центре, на основании собственных или привлеченных НИОКР, формируется образовательно-технологический проект. Его основу составляет технологическая инновация, имеющая перспективы внедрения в производство или коммерциализации. Образовательная составляющая проекта складывается из набора программ и курсов, которые обеспечат подготовку специалистов и наделение их компетентностным набором, необходимым для реализации технологического проекта. Иногда это называется «поднять» проект. Для каждого проекта формируется проектная команда.

В дальнейшем именно она является центром подготовки специалистов. Концепция создания Дальневосточного образовательного научно-технологического центра учитывает все ролевые функции участников такого процесса обучения и реализации проекта. Наряду с обычными методами обучения (лекционные и практические курсы) в научно-образовательных центрах будут широко использоваться проектно-ориентированные методы, главными из которых будут являться периодические проектно-аналитические сессии (ПАС). Что они будут собой представлять? Каждый из проектов, реализуемых в Центре, по мере своего развития проходит различные стадии и сталкивается с различными трудностями. Если трудности в реализации той или иной стадии проекта не наступили, их можно смоделировать. По мере появления таких проблем они включаются в постановку задачи на ПАС. Перед обучающими ставится задача решения проблемы, при этом каждый из обучающихся предлагает свой сценарий развития событий. Под руководством опытных ведущих ПАС проходит оценка и анализ каждого из предложенных сценариев. В ходе ПАС вырабатывается решение о дальнейшей траектории развития проекта, который данная группа обучающихся представляет. В дальнейшем проект развивается именно по этой траектории. На следующей стадии возникает новая ситуация, она решается при помощи ПАС и т.д.

В такой схеме реализации проекта и подготовки проектной команды чрезвычайно важна роль преподавателей. Поэтому в Центре на эту роль будут приглашаться (в зависимости от архитектуры реализуемого проекта) ведущие ученые и преподаватели вузов региона (для лекционных курсов), руководители и авторы технологических проектов и разработок, успешные предприниматели, бизнес-консультанты. Методическое обеспечение их деятельности также разрабатывается в Центре и для проектов такого масштаба является уникальным.

В процессе реализации такого проекта содержится и мотив для активного участия в нем предпринимателей и промышленников, в том числе и финансового участия. Этот мотив заключается в том, что в результате осуществления проекта производственники получают новые технологии или новые образцы оборудования одновременно с персоналом, который эти технологии умеет не только обслуживать, но и развивать. В свою очередь, рынок получает новые малые инновационные компании, которые прошли стадию «долины смерти» и умеют не только повышать свою капитализацию, но и работать с венчурным капиталом.

Нетрудно заметить, что каждый из научно-образовательных центров становится своеобразным бизнес-инкубатором в своем производственно-экономическом кластере, а это существенно расширяет их функционал и степень влияния на процессы регионального развития.

Очевидно, что востребованность подготовленных таким образом специалистов вместе с реализованными ими проектами со стороны работодателей будет намного выше, чем сейчас. Да и занимать должности выпускники Дальневосточного образовательного научно-технологического центра будут уже на старте своей деятельности в компаниях и на производстве более высокие, более высокооплачиваемые и т.д. Таким образом, повышается и социальный статус молодых людей. А для многих появляется возможность заработка непосредственно при обучении, а не на «параллельных» работах.

Мы полагаем, что по мере развития Дальневосточного образовательного научно-технологического центра будет происходить повышение уровня базовой подготовки непосредственно в университете. Кроме того, именно в университете будут заказываться НИОКР, методические разработки.

Все, что описано выше, будет реализовываться в шести научно-образовательных центрах. Но для успеха всего проекта в целом весьма важна среда, в которой будут реализовываться все образовательные и технологические инновации. Эту среду призваны обеспечить четыре «платформенных» проекта.

За методическую обоснованность и инновационность отвечает проект создания научно-методического обеспечения Центра. По большому счету, он призван создать и вооружить таких менеджеров, которых в настоящее время в России единицы, - менеджеров образовательных проектов. Он обязан обеспечить постоянный приток управленческих инноваций в процесс не только подготовки кадров, но и реализации технологических проектов.

Информационное пространство Центра - основа не только внутренних коммуникаций, но и управления информационными потоками. Специальный «платформенный» проект не только создает информационно-технические ресурсы для этого, но и обеспечивает уровень коммуникаций, соответствующий мировому. А поскольку изменения в IT-технологиях происходят часто и, как правило, революционным образом, данный проект отвечает за «удержание» всего Центра на гребне информационных инноваций.

У «платформенного» проекта, ответственного за трансфер технологий, двойная функция. С одной стороны, он обеспечивает вывод с высокой динамикой реализуемых в Центре проектов на рынок (включая экономическое моделирование, привлечение венчурных инвестиций, процедуры выхода инвестора, IPO и многое другое), с другой - обеспечивает сопряжение Центра с инфраструктурой Инновационного терминала России в АТЭС. Ведь при реализации описанных выше процессов и функций Центр становится по существу некоей «аэродинамической трубой» для трансфера российских инноваций на рынки региона, а также своего рода «образовательным шлюзом» в АТР.

Дополняет эту функцию и «платформенный проект» по созданию социокультурной среды, благоприятной для инновационного развития в регионе. Не секрет, что Россия и страны АТР имеют серьезные социокультурные различия, используют различные лингвистические формы и семантические образы. Эти различия исторически становились серьезным препятствием для интеграционных процессов. Преодолеть эти препятствия поможет Центр кросскультурного менеджмента НИОКР, который является стержнем «платформенного» проекта.

Основы Дальневосточного образовательного научно-технологического центра будут созданы уже в следующем году. Уже в следующем году можно будет увидеть его результаты, которые, как нам представляется, станут свидетельством серьезных позитивных изменений как в экономике края, так и в самом ДВГТУ.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show