Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Дальневосточный Государственный Технический Университет
(4232) 260-155
festu@festu.ru



Речь пойдет не об истории великого государства, распавшегося на наших глазах, а о пароходе, вернее, теплоходе, белоснежном лайнере-красавце, ставшем флагманом Дальневосточного морского пароходства в конце 50-х годов прошлого столетия. В дни моей юности, да и значительно позднее, об этом теплоходе ходили легенды. Кто говорил, что раньше он назывался «Великой Германией», кто «Адольфом Гитлером», но то, что он был из Германии - это знали все.


ИСТОРИЯ «СОВЕТСКОГО СОЮЗА»


Теплоход «Советский Союз» в порту Владивосток, 1961
Теплоход «Советский Союз» в порту Владивосток, 1961

С «Советским Союзом» у меня связаны особые воспоминания. Дело в том, что я поступил учиться на кораблестроительный факультет ДВПИ в годы Хрущевской реформы высшего образования. Несмотря на то что мы поступили на дневное отделение, нам необходимо было два года работать по специальности, а учиться вечерами. Так я стал учеником судосборщика на Дальзаводе. Впоследствии вместе с оценками в зачетной книжке получал рабочие разряды и набирался «жизненного» опыта.

Как-то перед Новым (то ли 1960, то ли 1961) годом к нам в док встал на ремонт «Советский Союз». Люди старшего возраста помнят, что в те времена в канун Нового года во Владивосток завозили мандарины и яблоки, которые люди брали не килограммами, а ящиками. До сих пор запах мандаринов ассоциируется у меня, да, наверное, и не только у меня, с приближением Нового года, с ожиданием каких-то перемен, чудес и надеждой на исполнение желаний.

А тогда, после постановки «Советского Союза» в док, мы строили леса, а маляры с помощью насаженных на длинные палки остро заточенных металлических пластин очищали днище от налипших ракушек, полипов-прилипал и других морских микроорганизмов. Разлагаясь, все они издавали зловоние такой густоты, что от него не спасали ни респираторы, ни тем более марлевые повязки. Перед самым обедом пронесся слух, что на «Советском Союзе» «выбросили» мандарины, а это в переводе на обычный язык означало, что их продают на судне. Узнав приблизительное место распродажи, мы потащились на верхнюю доковую площадку. Именно потащились, потому что выглядели неуклюже, передвигаясь, как пингвины, в своих застывших на морозе брезентовых робах, под которыми были надеты ватные телогрейки и прочие теплые вещи. Предъявив заводские пропуска скучающему вахтенному матросу, мы по узенькому и хлипкому трапу поднялись один за одним на борт судна и отыскали судовую лавку. Узенький коридор был заполнен стоящими в длинной очереди рабочими, одетыми в такие же, как у нас, робы, причем преобладали женщины-маляры. Было довольно тихо, продавцы работали споро, в «одни руки», как тогда говорили, давали по одному ящику мандаринов, и мы довольно быстро отоварились. Я подумал, что завтра возьму еще один ящик, но надежде не суждено было сбыться. Ночью заводские «умельцы» вырезали обшивку в районе лавки и вынесли не только мандарины, но и все товары, которые там были.

Милиция так и не нашла «расхитителей социалистической собственности», а мы продолжали выполнять работы по ремонту лайнера. В одном из его помещений, куда бригадир Володя взял меня как подручного, я и увидел впервые рояль, который через десятки лет будет установлен в Пушкинском театре ДВГТУ. Об этом я уже рассказывал в радиопередаче «История двух роялей».

Об истории самого «Советского Союза» я узнал из архивных материалов и небольшой статьи А.И. Самарина. В ней рассказывалось о том, что в фондах Сахалинского областного музея хранится массивная бронзовая рама потолочного светильника, причудливо украшенная растительным орнаментом, с теплохода «Советский Союз», который за свою почти полувековую жизнь сменил несколько хозяев и имен.

В декабре 1922 года в Гамбурге было заложено судно для трансатлантических рейсов из Германии в Америку, получившее название «Альберт Баллин» в честь крупнейшего судовладельца компании «Гамбург-Америкалайн».

В середине 1923 г. «Альберт Баллин» отправился в первый пробный рейс на Нью-Йорк. Он мог перевозить более 1800 человек в каютах первого, второго и третьего класса.

В 1934 году, выходя из Гамбурга, «Альберт Баллин» протаранил буксир «Меркур», который сразу же пошел ко дну, унеся с собой пять членов экипажа. Пострадавшую носовую часть судна полностью заменили, и она приняла наклонные очертания вместо прежних прямых. Спустя много лет, уже работая на Камчатской линии, лайнер вторично таранил, но уже… кита. Судно испытало сильную вибрацию корпуса, но последовало далее, не сбавляя скорости. Позже стало известно, что погибший кит был выброшен морем на западный берег Камчатки.

В 1935 году «Альберт Баллин» был переименован в «Ганзу». Гитлеровцы не хотели видеть на борту судна имя человека еврейской национальности.

В годы второй мировой войны «Ганза» вошла в состав военно-морского флота Германии и перевозила военные грузы и войска.

В конце января 1945 года «Ганза» должна была участвовать в конвое по перевозке немецких войск вместе с другим лайнером «Вильгельмом Густлов». Однако через четыре часа после выхода из Данцига на «Ганзе» произошла поломка главной машины. Конвой остановился для перегрузки и распределения контингента по другим судам. Капитан «Вильгельм Густлов», узнав, что ему придется принять на борт еще 2000 человек, решил идти дальше самостоятельно без кораблей охранения. Этим и воспользовался командир подлодки «С-13» капитан 3 ранга Александр Маринеско, произведя «атаку века» в надводном положении.

В марте 1945 года пришла очередь и «Ганзы». Во время эвакуации гитлеровцев из Восточной Пруссии «Ганза» подорвалась на мине и затонула на 20-метровой глубине в 9 милях от берега.

В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав (СССР, США и Великобритании) военно-морской флот и торговый флоты Германии были разделены поровну между странами-победителями в счет репараций. В число судов, предназначенных для передачи СССР, попала и «Ганза». В декабре 1949 года судно было поднято и после ремонта и модернизации в Голландии, ГДР и Севастополе под названием «Советский Союз» вступило в состав морского флота СССР. В ходе восстановительных работ внешний облик лайнера значительно изменился - из двух дымовых труб осталась одна, от четырех мачт с грузовыми стрелами остались только две.

В марте 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток и стал работать на Камчатской экспрессной линии. За период с 1957 по 1980 годы лайнер перевез почти 60 000 пассажиров.

В 1980 году «Советский Союз» был списан и продан на металлолом в Японию под названием «Тобольск».

В заключение стоит отметить, что гордое имя «Советский Союз» носил недостроенный линейный корабль, который был заложен в 1938 году на судостроительном заводе в Ленинграде. В 1941 году строительство линкора «Советский Союз» было приостановлено и он был законсервирован. В 1948 году «Советский Союз» окончательно снимается со строительства, исключается из списков судов ВМФ и вскоре разделывается на металлолом на стапеле.


КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К СТАТЬЕ:


































1 Feb, 2009 01:14
Валерий
В август 1962 года, мне посчастливилось пройти от Владивостока до Петропавловска на Камчатке. В пути были двое с половиной суток. Впечатления по сей день - это сказка. Это сейчас мало кого чем удивиш, а тогда такой комфорт и красота это за пределами фантазии.
 
1 Feb, 2009 01:35
Валерий
Это опять я, хотел вставить фотографию - жаль, не получилось.
Чего там только не было: три ресторана, концертный зал,салоны отдыха, кинозал, библиотека, плавательный бассейн,продуктовые магазины и буфеты, промтоварный магазин... Внутренняя отделка, красота как в старинном дворце. Попали в приличный шторм, но эту махину раскачало только на следующий день и то не дюже.
 
6 Jun, 2009 16:01
Александр
Полностью согласен с Валерием, пославшим предыдущий коммент. Мне посчастливилось пройти в конце сентября 1974 года. Четвёртым классом, в трюмах. Жаль, нельзя скачать виды и впечатления с подкорки. Есть пара мыслей, хочу поделиться. Если бы \"Вильгельм Густлов\" не удрал от поломавшейся \"Ганзы\", не случилось бы страшной трагедии. Чтобы капитан \"Кriegsmarine\" так грубо нарушил инструкции и приказ, тому должны быть веские причины. Или всё же каждый наш чих предопределён загодя? Как распиловка \"Советского Союза\" предопределила распиловку через 11 лет великой страны. И не было тому альтернативы. За 70 с лишним лет воспитания нового человека апологеты коммунизма воспитали нацию пофигистов.
 
21 Dec, 2009 22:05
Татьяна
В 1974 году мне посчастливилось плыть на \"Советском Союзе\" на остров Шикотан в составе строй отряда. Впечатления незабываемые.На этом корабле можно было заблудиться, такой он огромный!А какая красота, жаль, что такого коробля уже нет.
 
29 Mar, 2010 14:07
Олег
А я в 1980 г будучи пограничником ОКПП \"Владивосток\" оформлял этот
теплоход в последний его рейс в Японию.
 
11 Apr, 2010 17:37
Владимир
В июле 1957г. прибыл на нём на Камчатку. Время в пути четверо суток.
 
21 Apr, 2010 00:23
алексей
я ходил на советском союзе много раз. правда не в качестве матроса- я тогда был пацаненком. и мы каждый год ездили на шамору отдыхать с камчатки.корабль впечатлял. помню на палубах было что-то наподобия керлинга. помните деревянный \" блины\" и палки как ухваты? так я был пацаненок -то много нас на гоняли- не успевали=) я всегда любил лежать на самом \" носу\" когда входили японское море с камчатки- тогда впереди появлялись дельфины. а еще на носу была свастика. железная. и хотя ее закращивали- все равно она проступала.а помните какие там люксы были? прямо ка квартира. жалко очень этот теплоход. очень много связывает с ним до сих пор.
 
26 Apr, 2010 22:55
ЮРИЙ
Вот уж действительно! В 1960 году, в 1962 году, в 1966 году ходил на \"Советском Союзе\" из Владивостока в Петропавловск-Камчатский и наоборот, а в памяти осталось впечатление на всю жизнь. Особенно в 1060 году, когда в проливе Лаперуза, утром солнечного дня, полный штиль, легкая дымка, и вдруг со стороны Японии прилетел самолет без опознавательных знаков и начал облет с носа на корму, чуть не касаясь мачт. На третьем заходе один мужик вскочил в кузов студебеккера (которые перевозили на верхней палубе, схватил небольшое бревно с кузова, положил его на кабину и стал наводить на самолет. Как только пилот увидел, что чем-то целятся в него, так сразу-же не долетев до середины, исчез в дымке!
 
26 May, 2010 13:19
никита
Живя на Камчатке, много лет с родителями ходил на т/х \"Советский Союз\" во Владик и обратно.Впечатления незабываемые - рояль в салоне, ковры, закругленные трапы с ограждениями из бронзы.Каюта первого класса после однушки в бараке Сероглазки казалась сказкой.Удивительный каплеобразный обвод корпуса, позволяющив в сильный шторм длительное время не ощущать качки.Через этот теплоход и зародилась мечта стать моряком. В 1980 году в погонах лейтенанта с молодой женой пошли на Камчатку к новому месту службы в последний рейс этого красавца. Друг, работавший на нем барменом, сводил на экскурсию в рабочее помещение на нижних палубах - там оказался целый город.Осталась тарелка из нержавейки на память.
 
1 Sep, 2010 05:17
Сергей
А я, будучи 10-ти летним подростком, прослышав о том ,что судно разбирают где-то во Владивостокском порту - облазил с друзьями весь порт в райнах Улисса и Диамида!!!Не нашли(((
 
1 Sep, 2010 05:18
Сергей
в 1980 году естевственно)))
 
25 Sep, 2010 03:29
Валерий
Во Владике, на 1 речке учился в Мореходной школе.Первая практика была на т/х \"Советский Союз\". Там укрепилась любовь к морю!!!!
 
3 Oct, 2010 15:37
Нина
На пароходе \\\"Советский Союз\\\" в 1971 году трое суток добирались до Шикотана на путину в п.Малокурильск в составе стройотряда \\\"Голубой меридиан\\\". Наш отряд состоял из студентов различных вузов г. Иркутска. Видимо, чтобы скрасить и облегчить дальнейший каторжный труд на рыбзаводах Шикотана, нам подарили этот морской тур на чудо-теплоходе... Все легенды и ощущения, рассказанные выше - те же. И \\\"бывший теплоход Адольфа Гитлера\\\" и его \\\"каюта\\\", которую показывали всем желающим, и его \\\"бассейн\\\"... И \\\"чего там только не было\\\" - все также. Сопровождала теплоход подводная лодка, которую ясно было видно в штиль за кормой. А дельфины, которые тоже сопровождали нас, вып
 
3 Oct, 2010 16:06
Нина
(продолжение)
А дельфины, которые выпрыгивали из воды, как по команде. Рассветы и закаты, морской простор, разнообразная и веселая пароходная жизнь - неописуемо...
Хотелось бы собрать братство стройотрядников Шикотана на этом форуме, чтобы вспомнить юность, поделиться впечатлениями о жизни на острове и о теплоходе Советский Союз, который объединил нас всех и оставил прекрасные воспоминания на всю последующую жизнь. И очень жаль, что распилили наш Советский Союз - и пароход, и страну...
 
31 Jan, 2011 00:54
Динара
...а я вот помню рояль,который стоял в \"Моряке\" в 3 корпусе и видела в Пушкинском театре и могу сказать слишком он видоизменился...тот был светлой полировки и разводы еле заметные типа леопардовые были ---красивый и огромный,а этот в театре ,как \"буряк\"-маломерок,буд то взяли какой то другой и покрасили...так что когда увидела его в театре НЕ узнала...надо поискать у кого нибудь фотки...сверить...
 
14 Feb, 2011 04:19
Леонид
Мне тоже запомнился Советский союз.
В 1977 году, после службы в армии, Я устраивался на работу в ДВМП.
И он стоял кормой к причалу как гостиница (бич-холл).
Кто морячил, тот знает, что это такое.
Мы жили там в каютах 3го класса. Запомнились огромные шахматы в половину роста человека. Вообще, впечатление осталось неизгладимое.
За месяц, что мы там жили, обошли его весь.
Огромная паровая машина. Мы наняли буксир.
Обошли его со всех сторон. Потрогали руками снаружи.
Восхищению не было предела!
 
17 Feb, 2011 00:51
Эдуард
В 1980 году поступил во Владивостокское Мореходное Училище. Кажется зимой 1980-81х годов курсантов нашего училища судоводительской специальности возили на демонтаж Советского Союза. Снимали внутреннюю обшивку кают, какую-то мебель. Потом всё снятое пошло на оборудование аудиторий судоводительской специальности ВМУ. Хорошо помню кабинет с этой мебелью и отделкой совершенно потрясающей для того времени. Какие-то бронзовые детали... В этом кабинете преподавал начальник судоводительской специальности Коростелев И.Ф..
 
20 Apr, 2011 15:18
Полещук Петр
Может быть тут есть те, кто плавал с Петром Ивановичем? Он мой дед и известен как капитан \"Советского Союза\". Ему сейчас уже 85 лет, и если тут есть его старые знакомые, пожалуйста отзовитсь - дедушке будет очень приятно пообщаться с вами, углубиться в быле деньки. =)
Если такие люди найдутся, пожалуйста пишите мне на:
sharingan-797@mail.ru
 
11 Jul, 2011 19:06
Ирина Каминская
В 1977г. летом мы всей семьёй совершали круиз Владивосток-Петропавловск Камчатский-Владивосток.Незабываемые впечатления остались на всю жизнь!Два судовых механика были друзьями моих родителей в том рейсе.Они показали нам всё,включая места, где \"посторонним вход запрещён\",рассказали об истории плавучего гиганта.На борту был кинозал,игровые автоматы, библиотека,бассейн и многое другое.А какой там был ресторан с фирменными блюдами!Словом,всё было изумительно и интересно.До сих пор храню наши билеты с того рейса.
 
28 Nov, 2011 22:52
Ольга Пудовкина
Весной 1964г. на \"Советском Союзе\" на Камчатку отправилась группа учеников школы № 52.Помню, как носились по судну,как нравилось сидеть в библиотеке , смотреть фильмы в уютном кинозале.
А много лет спустя, по-моему, прямо перед списанием, капитаном \"Советского Союза\" был мой отец, Юрий Александрович Пудовкин. Последний раз я была на судне, когда оно вернулось из рейса и отец познакомил меня с семьей академика Капицы. Отец дружил с Петром Леонидовичем Капицей до конца его жизни, близким другом семьи стал Андрей Петрович Капица, в ту пору Председатель президиума Дальневосточного научного центра. Капицы очень любили проводить отпуск на Камчатке, куда отправлялись на \"Советском Союзе\"
 
18 Jan, 2012 06:20
Наталья
В 1967 году на Советском Союзе навсегда уезжали с Камчатки. До сих пор помню, как бегали смотреть дельфинов, которые сопровождали нас практически всю дорогу. Очень нравилось \"путешествовать\" по всем закоулкам. Было просто здорово!
 
13 Feb, 2012 23:48
виктор величко
Я пацаненком плыл на нем со своей бабушкой аж в октябре 1965 года,
из Петропавловска во Владивосток. Как сейчас помню, один час в
бассейне стоил 50 копеек. Красота и блеск. До сих пор сердце болит -
только в нашей стране безголовые ублюдки могли этот раритетный
красавец-пароход продать \"на гвозди\". Вот уж действительно, страна
уродов. Если бы узнать имя твари, которая приняла это решение - лично
бы расквасил морду. Сколько поколений \"дввимовцев\" прошло на нем
практику. Кстати, пора бы и красивое название ДВВИМУ вернуть вузу. А
то какое-то МГУ. Но, настоящее МГУ - одно на всю страну - в Москве. В
общем, дебилы и негодяи - такая она наша родина.
 
28 Feb, 2012 23:34
Евгений
В 1974 году совершался круиз.изЗимы в Лето.Мы шли до экватора-там стояли три дня.Нептун крестил нас на траверсе ФАилиппин.Незабываемо!В восторге от судна и экипажа!А дельфины перед форштевнем сопровождали нас весь рейс-это точно
 
11 Mar, 2012 01:03
Вера
В 1977 году возвращалась на нем с o.Шикотан. Так я заблудилась и оказалась где-то в самом низу, а там зеки за решетками и солдат охранник. Испугалась так что за минуту оказалась на верхней палубе.
 
23 Nov, 2012 22:21
павел
в 1980 году весной не помню точно кажется в мае из Владивостока выходили на нем в Питер к месту службы запомнилось что после выхода из Владика попали вприличную болтанку Помню этот лайнер
 
27 Nov, 2012 04:05
Фёдор
27 мая 1980г. нас дембелей с Камчатки погрузили на Советский Союз, 31 мая мы пришли во Владик, впечатления от судна самые незабываемые! Похоже это был его последний рейс, очень жаль!
 
2 Jan, 2013 14:20
Галина
Летом 1980г. я ходила на \"Советском Союзе\" на Камчатку. нам сказали,
что это последний рейс.Было обидно.
 
19 Feb, 2013 01:46
Валентин
1959год,конец мая.Мне 13 лет.Всей семьёй покидали Камчатку на этом красавце.После Вилюйской улицы и коммуналки мы три дня плыли на Большую землю в каюте первого класса!Восторг от внутренней богатой отделки: ковры, люстры, бронзовые поручни, красное дерево, яркое люминисцентное освещение...Моя детская душа прониклась обожанием присутствия. После неустроенного быта на Вилюйской Мы были у Христа за пазухой.\\\"Ильич\\\", \\\"Азия\\\" и \\\"Сибирь\\\"-эти корабли качало на океанской зыби и мы-дети-трудно переносили качку.А эта 200 метовая громадина легко скользила в 6-ти бальный шторм.Прошло 54года. \\\"Советский Союз\\\" я вспоминаю как сказку. Низко кланяюсь всем его создателям. В. Панфёров. Г
 
19 May, 2013 21:38
володя
В 1965 году нас , призывников , из Молдавии и Украины везли на поезде до Владивостока, а дальше по морю В Петропавловск-Камчатский шли на судне Советский Союз.Сам переход и внутренний богатый интерьер на корабле запомнился на всю жизнь- трудно описать словами, а Советский Союз вдвойне жаль, не только как корабль.Кто помнит Советский Союз- всем здоровья и хорошего позитива. Рыбница, Приднестровье.
 
1 Aug, 2013 09:25
ВАДИМ
Весна 1980 года, Петропавловск-Камчатский, на заднем плане еще живой \"Советский Союз\", вот-вот будет подписан приказ о его списании
http://img23.binimage.org/cc/2c/e2/kam80_1a.jpg
 
20 Feb, 2014 04:30
Александр Басалаев
Каждый КАМЧАДАЛ знает этот лайнер. Первые мои воспоминания связаны
именно с СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ В конце лета 1962 года в возрасте одного
года и восьми месяцев, я со своими родителями и сестрой возвращался с
МАТЕРИКА в Петропавловск-Камчатский . Тихий океан бушевал. Я ел из
трех литровой банки варенье и от шторма утопил ложку в нем. Мы
выходили на корму и кормили сопровождавших нас чаек. Вот и все
ВОСПОМИНАНИЯ. Судьбы кораблей похожи на судьбы людей. Человеческая
память многие события вычеркнула,но для двухлетнего пацана стоявшего
на палубе СОВЕТСКОГО СОЮЗА этот лайнер остался в сердце на все
времена.
 
9 Sep, 2014 04:19
Баскаков Юрий
В начале мая 1980 года мне пришлось идти \"Советским Союзом\" из
Владивостока до Петропавловска-Камчатского начальником караула для
сопровождения груза. Поражали размеры. Огромные грузовые трюмы.
Красивый и просторный ресторан. Вкусные обеды.Фирменный крабовый
салат ( из настоящих крабов).Прекрасный персонал. Отзовитесь, кто в
это время был в экипаже, мне хотелось бы показать рисунки, которые я
делал в то время.
 
29 Jan, 2016 11:08
Валерий Шваб
До сих пор в памяти этот незабываемый переход Владивосток-
Петропавловск-Камчатский. 20-24 июня 1967 года. Я впервые увидел море,
этот лайнер казался мне городом на воде, столько впечатлений сразу я
больше не испытывал никогда!
 
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Финансовый анализ предприятий в России
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
Услуги зарубежных страховых компаний в России
История одного барреля
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show