Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Дальневосточный Государственный Технический Университет
(4232) 260-155
festu@festu.ru



100 ЛЕТ ПОДВОДНОМУ ФЛОТУ РОССИИ. Основанием для утверждения этой даты стал Указ Императора Николая II от 19 марта 1906 года об отнесении подводных лодок к отдельному классу боевых кораблей. 17 марта во Владивостоке состоялось открытие мемориала «Подводникам всех поколений». Фоторепортаж об этом событии подготовил главный редактор «ВБ» Игорь Петренко.


ИСТОРИЯ ОДНОЙ КОРАБЕЛЬНОЙ СЕМЬИ


Из Санкт-Петербурга пришла печальная весть - ушел из жизни наш выпускник Вадим Дмитриевич Мацкевич, один из учеников профессора Виктора Петровича Вологдина. Окончив в 1932 г. Дальневосточный политехнический институт и поработав на Дальзаводе некоторое время, Вадим Дмитриевич переехал в Ленинград, где активно участвовал в становлении сварного судостроения.

Блокадник Ленинграда во время Великой Отечественной войны, производственник и ученый, Вадим Мацкевич стал проректором Ленинградского судостроительного института. После себя он оставил добрую память своих учеников и коллег, многочисленные научные труды, ордена Красной Звезды, Знак Почета и многие медали.

Профессор В.Д. Мацкевич никогда не порывал связи с вузом, в котором учился, вел активную переписку с нашими педагогами, несколько писем получил от него и я, будучи уже ректором технического университета. А еще в 80-х годах, приезжая в Ленинград по вопросам защиты своей докторской диссертации, я получил от него несколько ценных рекомендаций. Дело в том, что одним из официальных оппонентов по моей диссертации был назначен профессор Соколов, принявший в свое время от В.Д. Мацкевича кафедру «Технологии судостроения» Ленинградского кораблестроительного института. И я был приятно удивлен их неподдельной заинтересованностью и благожелательностью не только по отношению к моей работе, но и лично к себе.

<B>Дмитрий Мацкевич</B> (2-ой справа в третьем ряду), поручик корпуса корабельных инженеров, крейсер «Громобой».
Дмитрий Мацкевич (2-ой справа в третьем ряду), поручик корпуса корабельных инженеров, крейсер «Громобой».

Вадим Дмитриевич скончался на 95 году жизни, видимо, принадлежал к потомственным долгожителям. Совсем иная судьба была у его отца, Дмитрия Александровича, инженера-механика, капитана 1 ранга царского флота. Его фамилию и фотографию я нашел в книге «История русско-японской войны», изданной в Санкт-Петербурге в 1909 г. В то время он был поручиком корпуса корабельных инженеров и служил на крейсере «Громобой», участвовал в походах знаменитого отряда владивостокских крейсеров. За русско-японскую войну награжден боевыми орденами Святой Анны 2-й и 3-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 2-й и 3-й степени с мечами и бантом.

Весьма интересным является еще один факт из биографии Д. Мацкевича. В 1907 г. он был назначен наблюдающим за постройкой крейсера «Рюрик» на английских верфях - крейсера, который был назван в честь «дедушки Рюрика», погибшего в бою против японской эскадры адмирала Камимуры в августе 1905 г. В этом бою участвовал и сам поручик корпуса корабельных инженеров Дмитрий Мацкевич, служивший в то время на крейсере «Громобой».

После моего запроса в Военно-исторический архив Москвы мне прислали «Полный послужной список инженер-механика капитана 2 ранга Мацкевича» по состоянию на 1 января 1916 г. В это время он состоял в должности «сборочно-установочного мастера» на Балтийском судостроительном и механическом заводе.

Сверху первого листа послужного списка отпечатано: «Читал, верно» и начертана личная витиеватая подпись В. Мацкевича.

Из наград, кроме орденов, перечислены светло-бронзовые медали «В память русско-японской войны», «В память 300-летия дома Романовых», «В память 200-летия Гангутской победы», а также знаки об окончании Морского инженерного училища императора Николая I и Николаевской морской академии.

Больше никаких официальных документов о Д. Мацкевиче розыскать не удалось, а непроверенные сведения весьма запутаны и противоречивы. В некоторых публикациях говорится о том, что он в 1918 г. был командирован на Дальний Восток и работал главным инженером на Дальзаводе. Но ведь нам известно, что в это же самое время главным инженером Дальзавода был Виктор Петрович Вологдин.

На самом деле и тот и другой служили тогда в армии А. Колчака. Как это было обнаружено в случае с В. Вологдиным, я описал в рассказе «Архивная история». Я подозревал, что и кадрового морского офицера Д. Мацкевича гражданская война тоже не обошла стороной. Так оно и оказалось.

Однажды зимой, на очередном воскресном сборе коллекционеров в Покровском парке, капитан 2 ранга Николай Крицкий из Тихоокеанского военно-морского института, коллекционер и историк российского флота, передал мне ксерокопию фотографии, на которой были запечетлены очень знакомые лица: верховный правитель России адмирал А.В. Колчак, контр-адмирал М.И. Смирнов и… капитан 1 ранга Д.А. Мацкевич.

Фотография эта была опубликована в вышедшей в 30-е годы в Америке книге на английском языке под авторством то ли Федотова, то ли Федорова, и называлась она «Выжившие в Сибири». Может быть, эта фотография и послужила одним из оснований для ареста Дмитрия Мацкевича органами НКВД в 1938 г.

С 1922 г. по 1925 г. Дмитрий Мацкевич работал почему-то в лесной промышленности, а в 1925 г. перешел на преподавательскую работу в Государственный Дальневосточный университет, где заведовал кафедрой лесоведения. В 1930 г. после реорганизации университета и образования на его базе политехнического института Дмитрий Мацкевич становится профессором и преподает уже в ДВПИ, откуда и поедет в Ленинград для защиты докторской диссертации. Эта командировка закончится для капитана 1 ранга Дмитрия Александровича Мацкевича, героя русско-японской войны 1904-1905 гг., трагически - после ареста и непродолжительного следствия его расстреляют в 1938 г. Реабилитируют его только через двадцать лет, в 1958 году.

Я думаю, что в 1925 г. Д.А. Мацкевича пригласил для работы в университете именно В.П. Вологдин, ставший с этого же года его ректором.

Линии их судеб пересекались на жизненных дорогах неоднократно. Они учились в одном и том же Морском инженерном училище императора Николая I. Правда, В.П. Вологдин был зачислен в него в 1902 г., а В.Д. Мацкевич окончил училище в 1903 г. Но знакомы они, конечно, были. Служба у А. Колчака, вероятно, еще более сблизила их. Ведь они были инженер-механиками и звания у них были соответственно у В. Вологдина - капитан 2 ранга, у Д. Мацкевича - капитан 1 ранга.


Когда я заканчивал работу над этим рассказом, мне пришло письмо из Парижа от Александра Владимировича Плотто, внука контр-адмирала А.В. Плотто, командира первого в России отряда подводных лодок, дислоцировавшихся во Владивостоке в 1904-1905 гг. С Александром Владимировичем мы встречались в Париже и в своем письме он пишет: «Посылаю Вам разного рода бумаги после нашего разговора по телефону:

Про В.П. Вологдина. Удивительно ли? Совпадение ли? Что так далеко друг от друга, и только после короткой «физической встречи», мы встретились вокруг судьбы не «обыкновенной» интересного человека!...» Так вот, среди этих «бумаг» была копия «строевого состава флота». Начинался этот список с фамилии А.В. Колчака. Вероятно, Морское Министерство входило в структуру Колчаковского Верховного правительства с 5 ноября 1918 г. В этом списке значился и капитан 2 ранга Виктор Петрович Вологдин (занесен в списки 20 июня 1919 г.) и Дмитрий Александрович Мацкевич (занесен в списки 8 ноября 1918 г.).

А еще среди присланных бумаг было пронзительное стихотворение «Товарищ» участника Гражданской войны, поэта-донца-белогвардейца Николая Туроверова:

Перегорит костёр и перетлеет.
Земле нужна холодная зола.
Уже никто напомнить не посмеет
О страшных днях бессмысленного зла.

Hет, не мученьями, страданьями и кровью -
Утратою горчайшей из утрат:
Мы расплатились братскою любовью
С тобой, мой незнакомый брат.

С тобой, мой враг, под кличкою «товарищ»,
Встречались мы, наверное, не раз.
Меня Господь спасал среди пожарищ,
Да и тебя Господь не там ли спас?

Обоих нас блюла рука Господня,
Когда, почуяв смертную тоску,
Я, весь в крови, ронял свои поводья,
А ты, в крови, склонялся на луку.

Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за отчизну умереть?


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Финансовый анализ предприятий в России
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
Услуги зарубежных страховых компаний в России
История одного барреля
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show