Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Дальневосточный Государственный Технический Университет
(4232) 260-155
festu@festu.ru



Горчаков Виктор Васильевич, д.т.н., профессор,
вице-губернатор Приморского края

28 июня с.г. состоялось очередное заседание Совета по научно-технической и инновационной политике при полномочном представителе президента в ДФО, на котором очередной раз обсуждался вопрос о создании на ДВ инновационной инфраструктуры. Рамочный доклад вице-губернатора В.В. Горчакова, который является и Председателем комиссии по инновационной политике в данном Совете, дает представление о задачах, которые необходимо решить в связи с созданием этой самой инфраструктуры.
Однако не меньший интерес представляют ход и итоги этого заседания, на котором были представлены позиции полпредства, агентства по науке и инноватике, ученых и предпринимателей, которые далеко не всегда совпадали. С целью согласования позиций предлагаем выразить свое отношение к обсуждаемой теме, заполнив анкету на сайте www.bazar2000.ru


О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ


Инновационному развитию экономики страны нет альтернативы. Именно так сегодня ставится вопрос для всей России президентом страны и ее правительством. Это вопрос жизнеспособности государства в условиях глобальных экономических тенденций и он касается всех сфер его жизни и всех его регионов.

Мы, в дальневосточном регионе, находимся на первой ступени создания инновационной инфраструктуры. Как показывает мировой опыт и опыт более успешных в этом отношении регионов России, на этой стадии исключительно велика роль государственной поддержки. Эффект от инновационных высокотехнологичных разработок относится к области долгосрочных и поэтому на первых шагах только государство может дать необходимый импульс развитию, с тем чтобы в дальнейшем передать эстафету взаимовыгодному сотрудничеству науки и бизнеса.

Совет по научно-технической и инновационной политике при полномочном представителе президента в ДФО призван к тому, чтобы, выражая общегосударственные интересы, создать в регионе благоприятную среду для развития высокотехнологичного и наукоемкого производства.

В качестве ключевых направлений научно-технической политики правительство РФ выдвигает следующие задачи:

  • активизация инновационной деятельности;
  • создание цивилизованного рынка интеллектуальной собственности;
  • повышение эффективности регулирования в сфере науки и технологии;
  • совершенствование механизмов финансирования научной и инновационной деятельности;
  • совершенствование структуры науки и повышение эффективности использования госимущества;
  • содействие интеграции научной и образовательной деятельности;
  • оптимальное использование научных кадров;
  • развитие международного научно-технического сотрудничества.

Вырабатывая инновационную политику, важно иметь соответствующие критерии и индикаторы, позволяющие оценить и сравнить достигнутые результаты как в региональном, так и в межрегиональном масштабе. К признанным на мировом уровне индикаторам относятся: доля инновационной продукции в общем объеме продаж, удельный вес затрат на НИОКР, коэффициент изобретательской активности и др.

Эти индикаторы установлены на федеральном уровне. Однако отсутствие налаженной системы мониторинга в ДФО (это одна из задач разрабатываемой программы) позволяет только ориентировочно и только для отдельных индикаторов указать на то положение, которое имеет место в нашем округе (таблица 1).

Создавая региональную инновационную систему, следует иметь в виду те обязательные элементы, которые она в себя включает:

  • создание инновационной инфраструктуры;
  • создание правовых условий для трансфера научных разработок и технологий в производство;
  • мониторинг инновационной деятельности;
  • создание эффективной финансовой поддержки инновационной деятельности (трансфера технологий);
  • подготовка кадров для инновационной деятельности.

Конечная цель формирования всех элементов состоит в том, чтобы создать инновационную цепочку: «от идеи до рынка», в которой именно логика бизнес-процесса будет определять все движение ресурсов.

Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, в области инновационной политики перед нашим регионом стоят четыре ключевых задачи:

  • войти и встроиться в федеральную инновационную систему и инфраструктуру;
  • создать в регионе и в каждом субъекте федерации недостающие элементы инновационной системы;
  • системно интегрировать все необходимые элементы;
  • обеспечить интересы инновационного развития страны в АТР.

При решении этих задач нельзя игнорировать опыт тех регионов России, которые значительно продвинулись в этом отношении, обеспечивая у себя значительный промышленный и инновационный прирост. Примером здесь служат Томская, Свердловская и Новосибирская области, где доля инновационных товаров в производстве возрастает почти на 50% ежегодно.

Однако имеется одно принципиальное отличие между тем, как ставились и решались эти задачи в этих и других субъектах РФ, и условиями, в которых находимся мы. Территориальными рамками инновационной политики для нас пока является округ, а не субъект федерации. Целесообразность расширения рамок решения поставленных задач связана с тем, что производственный потенциал для эффективного инновационного развития (включая сюда и трудовой и научный) не может быть меньше некоторой предельной величины. Можно фиксировать, что человеческий, промышленный, научно-технический потенциал каждого отдельного субъекта федерации в ДФО не позволяет ему создать внутри себя полноценную высокоэффективную инновационную многоотраслевую инфраструктуру. Общая численность трудовых ресурсов всего ДФО примерно равна численности одной Свердловской области, а производственный потенциал каждой из названных областей значительно выше всего нашего округа. Учтем также неравномерность территориального размещения отраслевых комплексов в регионе. Все это приводит к выводу о необходимости концентрации и координации усилий по осуществлению государственной инновационной политики в нашем округе. Всем очевидна возникающая при этом трудность обеспечения эффективного управления инновационной системой.

Рассмотрим каждую из поставленных задач отдельно.

Первая задача. В ее рамках необходимо:

В о - п е р в ы х, налаживание партнерских научно-методических отношений с теми регионами, которые уже прошли первые шаги становления территориальной инновационной системы.

В о - в т о р ы х, необходимым условием является подключение к федеральной и мировой информационной системе в области инновационного трасфера. Здесь должна быть реализована определенная последовательность шагов.

Потребуется заключить соответствующие соглашения с администраторами сети, и возникает вопрос, кто будет выступать субъектом этих соглашений с нашей стороны. По-видимому, решение этой задачи целесообразно возложить на создаваемые центры трансфера технологий.

Вторая задача представляется наиболее сложной. Фактически у нас отсутствуют многие базовые элементы инновационной системы. Это, прежде всего, система финансовой поддержки, система информационной поддержки, система мониторинга, недостаточно офисов коммерциализации разработок при вузах и НИИ, нет эффективно работающих бизнес-инкубаторов, не налажена система подготовки кадров. Подчеркну, что отсутствие хотя бы одного из этих элементов делает неэффективными все остальные.

Третья задача состоит в координации действий всех элементов системы и, соответственно, организаций и учреждений. Решение этой задачи совпадает с необходимостью создания инновационной инфраструктуры региона.

Здесь возникает два вопроса: какие задачи должно решать каждое инновационное предприятие, НИИ, вуз, в отдельности и какие задачи лучше решать централизованно.

Создание разного рода централизованных органов само по себе проблемы не решает. Не решает - поскольку необходимые элементы проектируемой системы слабо чувствительны к потребностям других звеньев цикла. Банковская система нечувствительна к инновационным запросам предпринимателей, предпринимательская среда не реагирует на запросы науки и наоборот. Система подготовки кадров работает сама по себе, создавая специалистов не способных ни к предпринимательской, ни к научной деятельности и т.д.

Опыт Томской области (позиция зам. главы администрации Зинченко) рекомендует предпринять следующие шаги.

Обязательно создание офисов коммерциализации разработок при каждом научном учреждении. Принцип - в максимальной приближенности к разработчику. Рекомендуется также, чтобы эти офисы имели самостоятельный юридический статус (но при 100% участии организации учредителя).

На следующем уровне формируются отраслевые (или по направлениям) центры трансфера технологий, объединяющие разработчиков с соответствующими профильными предприятиями. Такие же задачи решают бизнес-инкубаторы.

На самом верхнем уровне - координационный региональный совет при нем Центр мониторинга.

Четвертая задача. Сегодня существует ясное понимание необходимости для России интенсивно развивать всесторонние отношения со странами АТР, в том числе и в области инноватики. Естественно, что дальневосточные регионы страны находятся на острие этой политики. Это особенно важно для нас с учетом относительно малой емкости собственного потребительского рынка и фактически безграничного рынка сопредельных стран. Прежде всего, конечно, Китая.

Коммерческий трансфер наших инновационных технологий на эти рынки находится в зачаточном состоянии и это при том, что существует два принципиально важных благоприятных обстоятельства. Во-первых, соответствие между сложившимися научно-технологическими школами в нашем регионе и инновационными потребностями китайской экономики. Это энергетическое машиностроение (теплотехника), горное дело, освоение шельфа, повышение продуктивности с/х. Во-вторых, следует помнить, что во многих научно-технических областях в течение почти 50 лет китайские технические стандарты и кадры формировались под влиянием научных школ России и до сих пор это влияние сохраняется, но интенсивно замещается американским. Есть надежда, что времени хоть и мало, но еще осталось, для того что бы частично восстановить утраченные связи.

Одной из форм осуществления инновационной политики России в этом региональном направлении является создание центра научно-технологического сотрудничества со странами АТР. Проект создания такого центра сотрудничества со странами-членами АТЭС уже реализуется.

Последовательность задач формирования региональной инновационной политики.

П е р в о о ч е р е д н ы е    з а д а ч и:

  • создать региональной информационной сети и базы данных инновационных разработок и продуктов;
  • внедрить методику оценки рыночной стоимости интеллектуальных продуктов и разработок *;
  • создать ресурсные центры по подготовке и переподготовке инновационных менеджеров;
  • создать при НИИ и вузах юридические офисы коммерциализации инновационных разработок.

С р е д н е с р о ч н ы е    з а д а ч и:

  • создать недостающие элементы региональной инновационной системы;
  • сформировать региональные венчурные фонды;
  • разработать и внедрить схемы инновационного лизинга.

Д о л г о с р о ч н ы е    з а д а ч и:

  • создать единую межрегиональную инновационно-образовательную структуру;
  • создать торговую сеть продаж инновационных продуктов и разработок на рынках стран АТР.

С учетом имеющегося российского опыта задачи, которые необходимо решить, в целом понятны. И следующая стадия работы, на которую мы уже готовы перейти, состоит в том, чтобы сформировать общую концепцию и программу действий по этому исключительно важному направлению.


* В настоящее время в России в хозяйственном обороте находится менее 1% результатов научно-технической деятельности. Опыт США: передача прав собственности исполнителю, законы Бай-Доула, Стивенсона-Уайта (1980 г.), Великобритании: упразднение государственной монополии на изобретения, созданные в государственном секторе, и др. - показывает, что активное вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, закрепление этих прав за организацией-исполнителем приводит к тому, что до 70% таких результатов вовлекаются в хозяйственный оборот.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show