Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Дальневосточный Государственный Технический Университет
(4232) 260-155
festu@festu.ru



Учебно-научно-инновационный комплекс сформирован 12 июля 2002 г. по решению совместного заседания Ученого Совета, Попечительского Совета, Совета Ассоциации выпускников и друзей Дальневосточного государственного технического университета, проводившегося под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДВФО К.Б. Пуликовского, непосредственно курирующего данный проект. Имеющийся задел для развития эффективной инфраструктуры характеризуется учреждением учебно-научно-инновационного комплекса, созданного в форме ассоциации более 300 участников.

Войлошников Михаил Владиленович,д-р техн. наук,
профессор ДВГТУ, исп. директор НП «Тихоокеанский
УНИК(ум)», т/ф: (4232) 26-10-60, unikum@festu.ru


РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ДВГТУ


Dля реализации идеи интеграции кластеров по отраслевым направлениям используется многоотраслевая структура базового технического университета. Для формирования территориальных компонентов университетского комплекса используются филиалы университета и региональные возможности участников ассоциации. На основе данного подхода создана Ассоциация образовательных учреждений «Дальнегорский образовательный округ ДВГТУ» в г. Дальнегорске, а также «Региональный университетский комплекс» на базе Арсеньевского технологического университета ДВГТУ.

Инновационный портфель УНИК в настоящее время содержит более 10 проектов (предложений), в том числе выполнявшихся в 2000-2003 гг. в рамках научно-технической программы Минобразования России «Инновационная деятельность высшей школы».

Инновационная политика в рамках НП «Тихоокеанская Ассоциация: учебно-научно-инновационный комплекс (университетская модель)» («Тихоокеанский УНИК(ум)») реализуется на основе ряда государственных и межвузовских программ: государственной научной программы «Университеты России»; межвузовской научно-технической программы «Разработка научных основ кадрового обеспечения инженерного образования в современных условиях»; программы Минобрнауки России «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»; межвузовской комплексной программы «Наукоемкие технологии образования»; Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база»; Федеральной программы развития образования по направлению «Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. значительную роль придает профессиональному образованию и его технической составляющей.

Можно выделить следующие основные тенденции развития профессионального образования:

  1. Международная производственно-ориентированная обстановка предполагает учет таких факторов: запросы потребителя; междисциплинарный подход при принятии решений; проектирование качественной, надежной, недорогой и технологичной продукции; консервация невозобновляемых ресурсов; охрана окружающей среды; международная кооперация, следование этическим нормам делового сотрудничества.
  2. При подготовке и расстановке технических специалистов необходимо придерживаться определенных пропорций (например, 1 : 2 : 8 : 14 для соотношения: научные работники - специалисты с высшим профессиональным образованием - средним профессиональным - начальным профессиональным).
  3. Профессиональное образование должно быть непрерывным «через всю жизнь» (Кельнская хартия «пожизненного образования»), что рассматривается как «инвестиции в будущее». Сейчас это определяется такими факторами, как:
    • наращивание темпов технологического прогресса;
    • неизбежные проблемы в базовой подготовке, как из-за специфики прикладной составляющей, так и темпов развития знания;
    • системная целостность образовательных ступеней;
    • вынужденная потребность в знаниях по смежным областям, особенно с приобретением практического опыта и карьерными устремлениями;
    • естественная мотивация продления эффективной профессиональной жизни человека.
  4. Признанные достоинства Российского инженерного образования (основательная подготовка в математике и в основных технических предметах) должны быть дополнены методологией творческого применения прикладных знаний, бизнес-образованием и развитием предпринимательских качеств, а также способностью «работать в команде».
  5. Осмысление роли специалиста с высшим техническим образованием в конце ХХ века привело к трактовке «инженерного дела как науки и как искусства практического применения научных знаний в области планирования, разработки, проектирования, производства, сбыта и технического обслуживания продукции». Сегодня как никогда нужны профессиональные инженеры, мыслящие коммерческими категориями, красноречивые, умеющие убеждать, обладающие гибкостью ума и непредвзятым взглядом на вещи, ни в чем не уступающие лучшим в мире специалистам.
  6. Гуманитаризация технического образования и повышение социальной роли вузов как региональных культурных центров.
  7. Особая роль университетов как вузов специфического статуса, «первейшая миссия которых в XXI веке - в их уникальной жизнестойкости, способности устанавливать и постоянно поддерживать паритет между традициями и инновациями».

На основе этих тенденций развития технического образования сформулированы направления реализации инновационной политики в рамках УНИК(ум):

  1. Инновационный подход - ориентирован на решение социально-технологических задач России на основе активизации инновационной деятельности.
  2. Системно-проектный подход - используется как основа менеджмента. УНИК(ум) можно характеризовать как социально-экономическую систему открытую, большую и сложную, относительно самостоятельную, комплексную, дискретную, вероятностную. Главная задача - формирование целостной развитой среды, необходимой для реализации инновационного подхода с возможным выделением 3-х подсистем: научно-образовательной, научно-технологической и социально-культурной (рис. 1).
  3. Интеграционный подход - как развитие системного подхода в части обеспечения взаимосвязанности частей в единое целое, предполагает углубление взаимосвязи и взаимозависимости компонентов УНИК(ум), их объединение на основе согласованных правил и норм.
  4. Региональный подход - предопределен общей ориентацией геополитического развития России, государственной политикой и стратегией регионализации, обусловленной реформированием всех сфер жизни общества, переходом к рыночной экономике и делегированием многих полномочий центра на места.

Регионализация образования выступает фактором не только социально-культурного, но и социально-экономического развития регионов.

Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) представляет собой особый полигон для изучения и осмысления практики регионализации. Вместе с Забайкальем (зона образовательной координации по заданию Минобразования России) его территория составляет 41,1% от площади Федерации с населением около 6,5% населения страны и объемом валового регионального продукта (ВРП) 6% общероссийского ВВП.

На территории ДВФО действуют 39 государственных гражданских и военных вузов, более 20 филиалов ведущих вузов страны и 22 негосударственных вуза. Здесь 35 научных учреждений ДВО РАН, более 25 отраслевых НИИ, около 50 специализированных КБ различного профиля. Научно-производственная деятельность осуществляется преимущественно в интересах сырьевого обеспечения России и ближайших соседей, а также ВПК.

В общей численности исследовательского персонала доля кандидатов и докторов наук выше среднероссийского уровня. По отношению к численности населения уровень концентрации науки и высшего образования в ДВФО один из самых высоких в Азиатской части России (в Приморье 8 человек из 1000 жителей заняты в сфере науки либо высшего образования), причем за последние годы научный потенциал удалось не только сохранить, но и качественно реструктурировать.

Учредителями, членами и участниками Ассоциации выступают: 90 учреждений образования; 70 промышленных предприятий; 25 территориальных федеральных органов государственной власти; 20 муниципальных образований; 35 академических и отраслевых научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских организаций; 30 общественных, социально-культурных и финансово-кредитных учреждений.

Базовый региональный вуз УНИК(ум) - ДВГТУ, имея достаточную историю, признанные научные школы и большой опыт деятельности по координации исследований в области естественных и технических наук, управления высшим техническим образованием и учебно-методической работой вузов в районах Дальнего Востока и Забайкалья, в течение более 10 последних лет работает над моделью создания единого образовательного пространства и формированием соответствующей управленческой структуры.

Комплексный характер (развитая многоуровневая, отраслевая и территориальная структура) Дальневосточного государственного технического университета позволяет ему являться интеграционным ядром, вокруг научно-образовательной деятельности которого осуществляется объединение сопряженных видов деятельности многих учреждений, организаций и предприятий, отношения между которыми строятся на различной организационно-правовой основе.

Комплексная структура УНИК(ум) ориентирована на определенный этап «жизненного цикла», конкретную ситуацию места и времени, умеренную иерархичность и децентрализацию полномочий.

Верхний уровень (президент и попечительский совет) ответственен за стратегию развития, дефицитные ресурсы и оценку результатов. Структурные подразделения имеют оперативную независимость. Принципы корпоративного управления должны строиться с учетом преодоления диалектического противоречия основных подсистем УНИК(ум):

  • учебной (некоммерческой, в основном функционирующей по правилам образовательного менеджмента);
  • научно-технической (связанной с созданием и коммерциализацией технологий, функционирующей по правилам инновационного менеджмента). Проблемные задачи: коммуникации, преодоление отличий и прогнозной неопределенности развития («опережающих» знаний), целевая мотивация участников. Целями деятельности в рамках инновационной политики УНИК(ум) являются:
  • обеспечение цивилизованного пути к профессиональному успеху через образованность и культуру;
  • формирование арсенала гибких образовательных технологий, интегрирующихся с промышленными, информационными, деятельностными, социальными технологиями, приобретающими все более инновационный характер;
  • обеспечение кадровой политики по поддержке перехода страны на инновационный путь развития;
  • построение региональной системы непрерывного многоуровневого образования;
  • формирование условий для реализации в Дальневосточном регионе полного инновационного цикла - от фундаментальных научных исследований до производства и передачи в промышленность и социальную сферу наукоемких технологий и готовой продукции;
  • повышение на этой базе качества подготовки специалистов;
  • расширение масштабов подготовки кадров и повышения уровня дополнительного профессионального образования.

Для достижения целей в рамках инновационной политики УНИК(ум) решает следующие задачи:

  1. Разрабатывает и внедряет в учебный процесс сопряженные образовательные программы для сокращения сроков обучения студентов и слушателей образовательных учреждений - членов УНИК(ум).
  2. Способствует:
    • объединению методических, информационных, библиотечных, кадровых и материально-технических ресурсов учебного процесса в рамках единого образовательного пространства региона;
    • созданию совместных лабораторий и базовых кафедр в научных, проектных, конструкторских организациях и на производственных предприятиях;
    • организации совместных баз практик.
  3. Совместно с федеральными, окружными, краевыми и муниципальными органами управления системой образования формирует государственный заказ на подготовку специалистов и реальное распределение их в регионе.
  4. Обеспечивает развитие интеграции системы инженерно-технического образования в регионе с научными учреждениями ДВО РАН.
  5. Создает и развивает инфраструктуру инновационной деятельности: технопарки, инновационно-технологические центры, инкубаторы технологического бизнеса, центры сертификации, лизинговые и патентные агентства, экспериментальные полигоны и т.п.
  6. Обеспечивает взаимодействие членов УНИК(ум) для реализации полного инновационного цикла, включая организацию серийного выпуска продукции.
  7. Организует и обеспечивает функционирование на территории ДВФО особой экономической зоны для повышения качества и конкурентной способности продукции, работ и услуг предприятий, организаций и учреждений региона.
  8. Создает и обеспечивает функционирование на территории ДВФО единого образовательного пространства для целей:
  9. полного и качественного обеспечения промышленной, экономической и социальной сферы региона квалифицированными кадрами;
  10. удовлетворения спроса населения на образовательные услуги многоуровневой системы общего, профессионального, дополнительного и послевузовского образования;
  11. построения системы многоуровневого образования различных видов и технологий.
  12. Распространение на членов УНИК(ум) налоговых, административных, социальных, таможенных и иных льгот, предоставляемых в порядке реализации эксперимента, решениями Правительства Российской Федерации, уполномоченных министерств и ведомств, субъектов Федерации и органов муниципального управления в сфере деятельности Партнерства.
  13. Юридические, организационные, финансовые, инжиниринговые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги преподавателям, аспирантам, студентам, слушателям, ученым, проектировщикам, конструкторам, инженерно-техническим и иным работникам организаций, учреждений и предприятий - членов УНИК(ум).
  14. Научные и деловые контакты в Российской Федерации, международную деятельность, экспертизу и конкурсный отбор инновационных предложений, программ, проектов, имеющих научно-технический и инновационный потенциал, а также направленных на реализацию образовательных услуг на основе новых информационных и передовых педагогических технологий.
  15. Продвижение на международный рынок наукоемкой продукции членов УНИК(ум).
Основными направлениями формирования современной научно-инновационной и образовательной среды в рамках инновационной политики УНИК(ум) определены:
  • передовые технологии для промышленности,
  • рациональная переработка ресурсов и охрана природы,
  • перспективные материалы.

Научно-исследовательский комплекс ДВГТУ - стартовая основа инновационной деятельности УНИК(ум). В университете трудятся ученые из 9 институтов РАН, в т.ч. 3 академика и 4 члена-корреспондента РАН, 3 члена-корреспондента РААСН, 114 членов российских, международных и национальных общественно-профессиональных академий, 45 заслуженных деятелей и работников РФ (в том числе, 7 заслуженных деятелей науки РФ), 4 лауреата государственных премий Президента и Правительства РФ. Двадцать два сотрудника ДВГТУ являются лауреатами российских именных и международных премий, один - лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.

Интенсивное развитие научных школ, значительные объемы и масштабы научно-исследовательских работ позволили ДВГТУ стать ведущим центром Дальневосточного региона по фундаментальным и прикладным исследованиям в приоритетных областях науки и техники. Кроме того, в структуру УНИК(ум) входит Приморский фонд поддержки научных инноваций, научно-технический центр "Производственные технологии", аналитический центр коллективного пользования для решения задач экологического контроля и мониторинга, Академия малого и среднего бизнеса, Международный научно-учебный центр (Россия, Япония, Корея, Китай) в г. Чанчунь. В инфраструктуре научно-инновационной деятельности УНИК(ум) ведущее место занимает группа крупных предприятий Дальневосточного региона, в числе которых можно выделить ОАО "Приморскуголь" как пример опорного предприятии для развития топливно-энергетического кластера УНИК(ум), Дальневосточный завод "Звезда" - для судостроительного кластера.

В структуре УНИК(ум) на базе ДВГТУ работает несколько Дальневосточных региональных координационных центров, в частности:

  • центр координации и экспертизы научных исследований (ДВРЦКЭ), центр новых информационных технологий (ДВРЦНИТ),
  • учебно-методический центр (ДВ РУМЦ).
Специалистами координационных центров в рамках УНИК(ум) по заданию администрации Приморского края разработана комплексная программа развития топливно-энергетического комплекса и ведется разработка стратегических программ развития промышленности, социальной сферы и морехозяйственной деятельности, а также, краевой целевой программы по обращению и переработке промышленных и бытовых отходов.

Потенциал научно-инновационной работы УНИК(ум) в значительной степени связан с активным участием в ней студентов, аспирантов и молодых ученых.

В блоке задач по развитию образовательной среды УНИК(ум) выполняется ряд важнейших проектов, в том числе:

  • разработка модели университетского округа многоуровневого инженерного образования в субъекте Российской Федерации на базе ДВГТУ;
  • совершенствование механизма управления системой высшего образования на региональном уровне на примере координирующей деятельности ДВРУМЦ;
  • учебно-инновационный комплекс разработки технологий устойчивого развития Дальневосточного региона на базе Института инженерной и социальной экологии ДВГТУ и ДВО РАН;
  • мониторинг образовательной и научно-технической деятельности вузов на основе сотрудничества высшей школы и межрегиональной ассоциации субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.

Внешней средой для УНИК(ум) являются федеральные, региональные и муниципальные властные структуры, министерства и ведомства, в т.ч. Минобразования РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, российские и зарубежные вузы, довузовские образовательные учреждения и научно-исследовательские организации, в т.ч. РАН, российские и зарубежные промышленные предприятия, сферы бизнеса и культуры, социальная сфера, российское и зарубежное сообщество - как физические лица, так и общественные организации, ассоциации, фонды и т.п.

В настоящее время Дальневосточным региональным центром новых информационных технологий при ДВГТУ разработана концепция информационной инфраструктуры УНИК(ум) и проводится работа по формированию его информационно-сетевой среды.

Концептуальные принципы образовательной деятельности в рамках инновационной политики УНИК(ум):

  1. Принцип консолидации. УНИК(ум) несет миссию консолидирующей силы производственного потенциала, представителей деловых кругов и местного самоуправления, содействуя гражданскому союзу и реформированию экономики.
  2. Принцип общественного предназначения. Возвращение системе образования ее культурно-творческого предназначения, направленного на подготовку интеллектуальной элиты, подлинной интеллигенции (в т.ч. технической), сочетающего демократизм, профессионализм, духовность, интернационализм и национальное достоинство.
  3. Принцип гуманизации и гуманитаризации технического образования. Создание направлений подготовки специалистов социально-экономического, гуманитарного, естественнонаучного профилей и искусства с целью интеллектуального взаимного обогащения гуманитарной и технической составляющей комплексной системы образования.
  4. Принцип кадрового сопровождения инновационного развития региона. Нацеленность инженерно-технического персонала и звена высококвалифицированных рабочих в системе образования на развитие и научно-техническое обновление регионального производства, преодоление "технологических разрывов".
  5. Принцип многоуровневой системности. Модернизация системы технического образования путем последовательного перехода к гибкой и динамичной многоуровневой системе, предоставляющей возможность жителям ДВФО получать уровень образования, профессии и квалификации в соответствии с их потребностями и возможностями - по всей цепи от профильного общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования до уровней магистра, кандидата и доктора наук.
  6. Принцип непрерывности образования. Предоставление всего комплекса форм основных образовательных программ (очное, очно-заочное, заочное обучение и экстернат), системы открытого образования с использованием технологий дистанционного обучения, программ ускоренного профессионального образования, широкого спектра программ дополнительного и послевузовского образования для получения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
  7. Принцип технологического инжиниринга. Построение инженерной подготовки специалистов, бакалавров и магистров техники и технологии в соответствии с концепцией "инжиниринга" с сохранением и развитием лучших традиций отечественной инженерной школы.
  8. Принцип профессионально-уровневой интеграции. Предполагает интеграцию (уровневую сопряженность) профессионально-образовательных программ от довузовского до послевузовского уровней, системно ориентированных на целевые технологии, в рамках которых формируются специалисты-профессионалы новой генерации, а также мотивируется и обеспечивается непрерывное профессиональное образование и кадровая поддержка технологий.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show