Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Клуб Директоров, издательство
(423) 245-40-70, 245-08-78
www.bazar2000.ru



Гражданская война в России, закончившаяся на русском Дальнем Востоке в 1922 году, была главной причиной возникновения российской эмиграции в Китае. Во время и после Гражданской войны большое количество русских бежало в Китай, многие из которых были бойцами Белых армий с семьями.

Но кроме них уходили в эмиграцию и штатские: врачи, инженеры, педагоги, юристы, журналисты, коммерсанты, общественно-политические деятели, актеры, художники и другие. В числе этих беженцев было и немало людей без профессий. Российские эмигранты, бежавшие из Сибири и с Дальнего Востока, селились в разных китайских городах: в Ханькоу, Пекине, Тяньцзине и Циндао. Но самыми крупными центрами российской эмиграции в Китае были Харбин и Шанхай. На этих городах я и сосредоточусь.

Н и к и т а    М о р а в с к и й
(Вашингтон, март 2005)


РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В КИТАЕ. ХАРБИН • ШАНХАЙ • ТУБАБАО


Харбин, находящийся в Маньчжурии, был основан русскими в 1898 году в связи со строительством Китайско-Восточной Железной Дороги, которое закончилось в 1903 году. Вскоре после своего основания Харбин стал важным железнодорожным и торговым узлом, значительная часть населения которого состояла из русских поселенцев. В Харбине образовалось собственное, русское городское управление и, наряду с этим, возникли православные приходы, российские торговые предприятия, средние и высшие учебные заведения и другие учреждения культурного характера. Таким образом, когда русские беженцы из Сибири и с Дальнего Востока хлынули в Харбин в начале двадцатых годов прошлого столетия, они психологически не оказались за границей, ибо Харбин был городом русским, хотя и находился на китайской земле. Русскость Харбина отражалась прежде всего в его физическом облике, в его архитектуре. Кроме того, со временем в городе появились русские - театр драмы, опера, балет, оркестры и научные общества. В Харбине, в первой половине двадцатого столетия, все говорили по-русски, названия улиц и вывески торговых предприятий были написаны по-русски. В Харбине издавались книги, журналы и ежедневные газеты на русском языке.

Русские, жившие в Харбине и особенно родившиеся там, отождествляли себя с этим городом. Во время наибольшего скопления русских в Харбине их насчитывалось примерно 80 тысяч из общей численности населения в 800 тысяч.

В первую половину двадцатого столетия Харбину пришлось пережить, прямо или косвенно, немало тяжелых исторических событий: Русско-японскую войну, Гражданскую войну в России, японскую оккупацию с 1932 до 1945 года, советскую оккупацию 1945 года, окончательный и полный переход власти в руки китайских коммунистов в 1950-х годах. В 1950-х годах одна большая группа русских харбинцев репатриировалась в СССР, а другая эмигрировала в Австралию.

Несмотря на привлекательные стороны харбинской жизни русских, для многих из них жизнь была нелегкой. Нередко трудно было найти хорошо оплачиваемую работу, и статус русских в Харбине после Гражданской войны в России был весьма шатким. Глобальный экономический кризис 30-х годов тоже ударил по ним. В 30-х годах из-за тяжелого материального положения и жесткости японской оккупации Харбина многие русские харбинцы стали перебираться в Шанхай.

Шанхай очень сильно отличался от Харбина. Он был городом международным и его сердцевиной были две иностранных концессии: одна из них называлась Международным сеттлементом и находилась под английским влиянием, а другая была концессией французской, где господствовало влияние Франции. Численность населения большого Шанхая в 1930-х годах, включая прилегавшие к иностранным концессиям территории, находившиеся под управлением китайских властей, составляла свыше семи миллионов человек. Шанхай находился в числе десяти крупнейших международных портов и был городом контрастов: с одной стороны, он выделялся большими, красивыми и отлично оборудованными деловыми зданиями, особняками, многоквартирными домами, универмагами с обилием импортных товаров, хорошими ресторанами, фешенебельными гостиницами и клубами. В Шанхае продавались иностранные журналы, газеты и книги и показывались сделанные в разных странах кинофильмы, главным образом американские. С другой стороны, Шанхай был перенаселен китайской беднотой, был грязным и ежегодно подвергался эпидемиям оспы и холеры. Шанхай славился преступностью, проституцией и опиумными притонами.

До Второй мировой войны привелигированная иностранная колония Шанхая, в которую входили англичане, французы, американцы, японцы и представители некоторых других национальностей, пользовалась экстерриториальными правами. Благодаря этим правам они не были подсудны китайскому суду, подчиняясь только законам своего государства. Этот привелигированный статус подкреплялся присутствием в Шанхае иностранных войск. Следует отметить, однако, что во время Второй мировой войны экстерриториальные права были упразднены.

Привилегированные иностранцы, о которых я говорил выше, жили и работали в Шанхае по своей воле, служили в отечественных компаниях и организациях или в дипломатических миссиях своих стран. Им очень хорошо платили и они пользовались всеми благами обеспеченного существования. Русские же эмигранты, в отличие от привилегированных иностранцев, были лишены гражданства и экстерриториальных прав. К тому же, особенно на раннем этапе своего пребывания в Шанхае, большинство из них бедствовало. На улицах Шанхая можно было увидеть русских нищих, а некоторые русские женщины вынуждены были заняться проституцией, чтобы прокормить свои семьи и самих себя.

Многим русским трудно было найти работу в Шанхае из-за отсутствия требуемых квалификаций или незнания английского или французского языка. Знание английского или французского языка было черезвычайно важным в Шанхае потому, что хорошую оплату труда и условия работы предоставляли только английские или французские торговые предприятия или муниципальные учреждения. А они, естественно, требовали знание своих языков. Многим русским молодым людям удалось устроиться на работу в полицейские управления обеих концессий.

Благодаря сильному английскому и французскому влиянию в Шанхае, русские, которые могли это себе позволить, определяли своих детей в английские или французские школы. Я, например, учился во французском коллеже, учебная программа которого полностью соответствовала учебной программе парижских учебных заведений. В Шанхае, кроме английских и французских школ, существовали американская и немецкая школы и несколько весьма скромных русских учебных заведений.

Несмотря на тяжелые условия жизни, русская эмигрантская колония Шанхая проявляла поразительную жизнеспособность в начинаниях культурного характера. В городе издавалось несколько русских ежедневных газет и регулярно выступали местный театр оперетты, театр драмы и балет. Русский балет пользовался большой популярностью у всей иностранной колонии Шанхая. Как и в Харбине, в Шанхае существовало несколько русских литературных кружков и политических группировок. Было также несколько библиотек и книжных магазинов, равно как и торговавших различными товарами русских магазинов. Было также несколько клубов, благотворительных организаций, приютов и больница. В Шанхае действовали два больших православных храма и несколько небольших церквей. Церковь в Харбине и Шанхае играла большую, вернее, огромную роль в жизни русской колонии. Многие приходили в церковь за утешением или чтобы отметить семейное торжество - крестины или свадьбу, - или чтобы отпраздновать веселую Пасху, или чтобы отслужить панихиду по близким и друзьям. Духовенство принимало участие в различных мероприятиях общественного характера: служило молебны, участвовало в благотворительной, воспитательной и образовательной деятельности.

В числе видных русских деятелей культуры Шанхая можно назвать барда Александра Вертинского, ставшего впоследствии звездой советского экрана. Другим известным деятелем культуры был Олег Лундстрем, джазовый музыкант и дирижер, который живет в России и продолжает иногда выступать.

В момент наибольшего скопления русских в Шанхае их насчитывалось примерно 25 тысяч.

Во время Второй мировой войны и японской оккупации Шанхая, которые начались в декабре 1941 года и кончились в августе 1945-го, местная русская колония раскололась на две части. Одна ее часть стала просоветской, а другая осталась антисоветской. Во время войны Советское правительство наводнило Шанхай разнообразной пропагандой, которая оказалась весьма эффективной. Советский Союз, как известно, не был в состоянии войны с Японией до августа 1945 года и потому имел свободный доступ к шанхайской общественности.

После Второй мировой войны многие русские шанхайцы разъехались по разным странам и свыше 5 тысяч репатриировались в СССР. Наряду с этим примерно 5 тысяч русских эмигрантов было эвакуировано из Шанхая в 1949 году на маленький филиппинский остров Тубабао. Эвакуация на Тубабао была вызвана наступлением китайской Красной армии в направлении Шанхая и осуществлялась Международной беженской организацией, известной по своим английским инициалам как IRО, то есть International Refugee Organization. IRО работало под эгидой Организации Объединенных Наций.

Остров Тубабао можно описать одним словом - джунгли! На Тубабао не было ни дорог, ни домов, ни электричества, ни источника питьевой воды, ни душей, ни туалетов. Беженцам нужно было все начинать с нуля. Им нужно было расчищать джунгли, ставить палатки, ставшие их жильем, рыть отхожие места, проводить электричество, сооружать кухни и кипятилки. Им нужно было устроить и обслуживать больницу и защищать самих себя от комаров, змей, сколопендр, скорпионов и тропических болезней. Взрослые жители лагеря, мужчины и женщины, несли трудовую повинность.

Тропический климат и тайфуны, а также примитивные условия жизни и скученность на Тубабао плохо действовали на настроение и поведение: распространялись злостные слухи, случались пьянство и драки, было несколько случаев проституции, говорили о множестве доносов друг на друга. Тем не менее лагерники старались создать какое-то подобие нормальной жизни. Стараниями православного духовенства и мирян были устроены три церкви - две в палатках и одна в помещении бывшей американской военной церкви.

Духовную жизнь лагеря обогатил архиепископ Иоанн Шанхайский, проживший три месяца с лагерниками. С Тубабао он проехал в Вашингтон, где хлопотал перед Конгрессом США о допуске тубабаовцев в Соединенные Штаты на постоянное жительство. Хлопоты архиепископа Иоанна с помощью некоторых других лиц увенчались успехом, и свыше двух тысяч тубабаовцев поселились в США. За время своего пребывания в Вашингтоне архиепископ Иоанн создал существующий поныне православный Иоанно-Предтеченский собор. Он был совершенно исключительным человеком, святым в буквальном смысле этого слова.

Тубабаовцы организовывали всякого рода развлечения: танцы, эстрадные выступления, концерты лагерного духового оркестра. И, по заведенной в русской эмиграции традиции, день рождения А.С. Пушкина был торжественно отмечен двумя лекциями под открытым тропическим небом. Лагерная дружина русских скаутов-разведчиков еженедельно устраивала встречу у костра, на которую приглашались все жители лагеря. Скауты также участвовали в обслуживании лагеря. Некоторые лагерники прожили на Тубабао более двух лет. Одна большая группа тубабаовцев поселилась в Австралии, а другая в Соединенных Штатах. Остальные лагерники поселились в нескольких других странах. Лагерники, получившие въездные визы в Соединенные Штаты, прибыли в Сан-Франциско несколькими группами на американских военных транспортных судах. Новоприбывшие сразу же стали искать работу. Многие из них были довольно молодыми, физически здоровыми и знали английский язык. Все жаждали как можно скорее устроиться на работу и начать нормальную жизнь. Многие, подобно мне, начали с физического труда. Большинство приехавших с Тубабао поселилось в северной Калифорнии и преуспело в жизни.


КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К СТАТЬЕ:


4 Oct, 2013 21:06
Вера
Очень интересная статья.Год тому узнала,что моя бабушка жила на этом острове 2 с лишним года,а потом эмигриировала в США В Г.Сан Франциско.Пыталась я ч-з сайт Русского музея Сан Франциско отыскать ее могилу,ведь я узнала ,что она похоронена в пригороде Сан Франциско-Колма,но в перечне русских могил ее не оказалось.В начале этого года мною было отослано письмо мэру С.ф.,но никакого ответа не получила.
 
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Финансовый анализ предприятий в России
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show