Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.
Мы продолжаем разговор с
директором АТП "Приморье" Терегуба В.А. о том, как сделать туристический бизнес
между Китаем и Россией более цивилизованным.
Виктор Александрович, в предыдущих
номерах мы обсуждали вопрос законности денежных сборов с туристов при переходе
через границу. Есть какие-нибудь изменения? Изменений к лучшему нет.
Напротив, введены дополнительные сборы, в том числе за грузовик, следующий за
автобусом. Сбор, составляющий 1000 рублей, на наш взгляд, не обоснован.
Возникает вопрос - за что? На основании соглашения с КНР о перевозе багажа,
ввиду отсутствия провозных возможностей, была применена технологическая схема
автобус + грузовик. И, в первую очередь, для того, чтобы пассажиры не испытывали
неудобств. Никаких коммерческих целей здесь мы не преследовали. Кроме того,
начиная с прошлого месяца, в два раза возрос тариф за проход обычного грузовика.
Все эти сборы, включая так называемый экологический, являются незаконными. Что
касается администраций приграничных райо- нов, то на наш взгляд, они практически
самоустранились от решения проблем, связанных с обустройством автопереходов.
Не так давно делегация Приморского
края посетила крупнейшие в нашей стране переходы <Торфяновка> и <Брусничная>
(р-н Выборга), являющиеся нашими главными воротами на Запад. Каждый из них
пропускает в сутки более 5000 человек. У делегации была одна цель - посмотреть и
проанализировать схему работы на границе. К нашему удивлению оказалось, что ни
одна из контрольных служб понятия не имеет ни о каких сборах на границе. Для нас,
в отличие от них, эта проблема является главной и она до сих пор не решена. За
последние 8 лет все районные прокуроры Приморского края неоднократно подавали
протест на незаконные действия районных администраций о взимании сборов на
границе. Но всякий раз после протеста выходило очередное постановление главы
приграничного района о новом сборе.
Решен ли вопрос с покупкой билетов
в России сразу в оба конца? Этот вопрос будет рассмотрен в середине июля в
Москве в рамках Российско-китайской рабочей группы комиссии регулярных встреч
глав правительств России и Китая. Данная встреча - промежуточный этап подготовки
к предстоящим серьезным зимним переговорам.
В прошлых номерах обсуждалась
проблема работы таможни на автопереходах. Уменьшились ли очереди?
Действительно, при проходе таможенного контроля возникают очереди, но это не
вина таможни. Просто существует процедура, требующая определенного времени. В
настоящее время досмотр багажа и оформление документов происходят в одном месте
одновременно. Отсюда - эффект "бутылочного горла". И решение у этой проблемы
только одно - обустройство прилегающей территории. Речь идет о создании
инфраструктуры, позволяющей цивилизованно решать проблемы туристов. Устройство
СВХ (складов временного хранения) непосредственно у линии границы позволит
перенести процедуру досмотра багажа туристов за линию пограничного контроля.
Пассажиры, у которых только ручная кладь, смогут оформить все документы на
таможне всего за несколько минут. Те же, кто везет багаж, подлежащий досмотру,
проходят все формальности с таможенниками за линией границы на территории СВХ,
непосредственно к этой границе прилегающей. Таким образом исчезает ситуация <бутылочного
горла>.
К сожалению, пока не решена проблема
с режимом работы таможни на автопереходе <Сосновая Падь>. Одно можно сказать с
уверенностью - с окончанием реконструкции это будет единственный на Дальнем
Востоке автопереход, работающий круглосуточно.
Это позволит решить все те проблемы,
которые мы обсуждаем на страницах вашего журнала в течение полугода.
Виктор Александрович, вы упомянули
об обустройстве прилегающей к границе территории. Расскажите, пожалуйста, об
этом подробнее. Для развития туристи- ческого бизнеса необходимо обеспечить
условия цивилизованного существования людей у линии границы. Планируется
создание инфраструктуры на переходе <Сосновая Падь>. Будет построена автостоянка,
рассчитанная на сто и более машин, СВХ, мотель. В рамках соглашения <О создании
свободной торговой зоны между Китаем и Россией на границе в районе а/п Сосновая
Падь - Суйфэньхэ> с китайской стороны предполагается ее открытие, позволяющее
безвизовый обмен российских и китайских туристов по образу и подобию свободной
торговой зоны в Забайкальске.
Какая основная задача стоит перед
вами на данный момент? Главное - сделать привлекательным Приморский край для
иностранных туристов. Это потребует солидных инвестиций в области туристического,
гостиничного и транспортного бизнеса. Итогом всей этой работы должны стать
равные комфортные условия для туристов на территории России и Китая.
Виктор Александрович, как вы
относитесь к тому, что на нашем туристическом рынке появляется все больше
иностранных тур-операторов? Положительно. Чем больше иностранных компаний
будет проявлять интерес к нашей территории, тем всем нам будет лучше.
Что касается <нелегалов>, действующих
на территории края вне закона, без каких бы то ни было разрешений, лицензий,
договоров с Комитетом по туризму, Лицензионной палатой, то тут ответ однозначный
- на территории края должны действовать только российские фирмы.
Вопрос о недобросовестной конкуренции
при приеме иностранных граждан на территории Приморья - это отдельная тема. Мы
готовы дать серию интервью для <ВБ> по этой проблеме, а заодно задать вопросы
руководителям таких турфирм, как <ИНТУРИСТ>, <СПУТНИК>, <ДВТ-СЕРВИС>, <ДИАЛОГ
НАРОДОВ>, о работе по приему иностранцев.