Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Международный институт конъюнктуры и прогнозирования
(4232) 226-412



СТРУКТУРА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В ПРИМОРЬЕ.

Рыбохозяйственный комплекс, занимающийся непосредственно добычей водных ресурсов и их переработкой, включает в себя 9 крупных АО, осваивающих около 95% квот Приморского края, и более сотни средних и мелких предприятий, на долю которых приходятся оставшиеся 5%. В свою очередь, крупные АО включают в себя ряд более мелких образований: так, например, ПРП - 7 рыбозаводов, ПКРКС - 8 рыболовецких колхозов, АО ХК Дальморепродукт - 32 структурные единицы.

Рыбохозяйственный комплекс Приморья кроме рыбодобывающих и перерабатывающих мощностей имеет развитую инфраструктуру обслуживающего производства, являющегося узловым в р/х комплексе Дальнего Востока. Эта мощная инфраструктура, создававшаяся десятилетиями за счет централизованных капиталовложений бывшего Советского Союза, включает в себя рефрижераторный и танкерный транспортный флот, три крупных, выходящих на транссибирскую железнодорожную магистраль рыбных порта, с собственной инфраструктурой, холодильниками и всем обеспечивающим хозяйством, сетеснастное, тарное и машиностроительное производство. Судоремонтные мощности края в настоящее время могут полностью закрыть потребность в судоремонте всего Дальнего Востока.

В Приморском крае традиционно сосредоточен основной блок научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций Дальнего Востока, здесь базируются отряды научно-исследовательского, спасательного и учебно-тренажного флота. И, наконец, в крае имеется крупнейший центр по подготовке специалистов самого широкого профиля для рыбной промышленности, включающий в себя 2 высших и 3 средних специальных заведения.


РЫБНЫЙ РЫНОК ДВ РЕГИОНА


После 1990 г. начался спад рыбопромышленного производства. Вылов рыбы сократился к 1994 г. на 42%, выпуск пищевой рыбопродукции, включая консервы на 40%. Основными причинами этого спада является: сокращение численности минтая - основного объекта лова; прекращение подходов в отечественную рыболовную зону сардин-иваси; рост непроизводительных простоев добывающих и перерабатывающих судов (от 25 до 50%); полностью разрушенный механизм управления и координации рыбохозяйственной деятельностью в результате допущенных ошибок в процессе разгосударствления и приватизации.

Ситуация на рынке труда потеряла традиционную стабильность. Начался переход к глубоким структурным преобразованиям, повлекшим за собой безработицу, снижение уровня жизни, социальную напряженность.

Развитие рыбной промышленности края сдерживается прогрессирующим физическим износом материально-технической базы и, прежде всего, промыслового флота. Так, из состава флота в период в период до 2000 г. по причине окончания нормативных сроков службы, должно быть списано 60% добывающих и 34% обрабатывающих судов. Для их восстановления требуется 2,5 млрд. долларов США капитальных вложений.

Финансовое состояние отрасли неудовлетворительно, более половины предприятий убыточно, кредиторская задолженность составляет более 20 млрд. руб.

Среднедушевое потребление рыбопродукции с 16,1 кг в 1994 г. достигло 33,7 кг в 1998 г. Тенденция роста сохраняется и до настоящего времени. Однако достичь уровня 1990 г. пока не удалось. Вылов рыбы и морепродуктов в 1998 г. к 1990 г. составил 72 %, выработка пищевой рыбопродукции, включая консервы, - 47 %. ИТОГИ 1998 ГОДА. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края является крупнейшим не только на Дальнем Востоке, но и во всей России. Рыбаки Приморья в 1998 году дали 33,2% всех объемов вылова рыбы и нерыбных объектов промысла России или 50,4 всей добычи Дальнего Востока.

Рыбная промышленность Приморского края в 1998 году выпустила 30,2% всей пищевой рыбопродукции России или 61% всей пищевой продукции рыбаков Дальнего Востока.

В 1998 году рыбаками Приморья было выпущено 54,6% всей кормовой рыбной муки России, или 69,5% всего выпуска рыбной муки на Дальнем Востоке. Примерно такие же пропорции существовали и до 1996 года, такое же соотношение сохранилось и в 1998 году.

В 1998 году на рыбацких предприятиях края было произведено 800,4 тыс. тонн пищевой рыбопродукции, в том числе 42,7 миллионов условных банок консервов, кроме того, было выпущено 82,6 тыс. тонн кормовой рыбной муки. Общая стоимость рыбопродукции, выпущенной в крае в 1998 году, составила 6080 млрд. рублей. Запасы рыбы и нерыбных объектов в морях Дальневосточного бассейна рыбохозяйственной наукой оцениваются в 4,4 - 4,6 млн. т. Но запасы традиционных объектов промысла (минтай, сельдь, треска, лосось и др.) неуклонно снижаются и не превышают 2,5 млн. т., что вынуждает вводить ограничения на объем их вылова (доля приморских рыбаков составляет 45 - 50%).

Вместе с тем имеется ряд неквотируемых объектов (сайра, мойва, анчоус, ставрида, кальмар и др.), добыча которых освоена слабо. Примерно такие же пропорции существовали до 1996 года, такое же соотношение сохраняется и в 1998 году.

Ж/Д ТАРИФЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РЫБОПРОДУКЦИИ. В течение последних лет (1992-1997) уровень железнодорожных транспортных тарифов остается высоким для производителя рыбной продукции. В настоящее время железнодорожный тариф до г. Москвы составляет 245 тыс. рублей за рефрижераторную секцию, вмещающую 160 тонн продукции. Иными словами, доставка одной тонны рыбной продукции в Европейскую часть обходится в 1531 руб., что приводит к удорожанию продукции на 43,7%. Европейская часть РФ являлась традиционным потребителем Дальневосточной рыбной продукции, но в связи с возникающими транспортными расходами основная масса рыбопродукции из минтая, камбалы и т.д. становится неконкурентоспособной с аналогичной или заменяющей ее продукцией европейских производителей.

Потенциальная емкость рынка ПРИМОРСКОГО края

Исходя из численности населения Приморского края, рекомендуемых норм потребления, платежного спроса населения, можно приблизительно рассчитать количество рыбопродукции, которая может быть реализована в пределах края. Эта величина составляет примерно 75 тыс. т. в год или 5 % от объема продукции, производимой рыбопромышленными предприятиями края. Остальные 95% требуется сбывать за его пределами. Учитывая географическое положение Приморского края, развитость его инфраструктуры по сравнению с Камчатской, Магаданской областями, можно ожидать, что при эффективной работе оптового рынка к его деятельности проявят интерес и рыбопромышленные предприятия этих территорий.

Емкость рынка характеризуется следующими основными параметрами:

  • численность населения, проживающего на территории, охватываемой рынком;
  • рекомендуемые нормы потребления;
  • покупательская способность населения.

Диетологи рекомендуют для сбалансированного питания потреблять каждому человеку в год не менее 30-35 кг рыбы и морепродуктов. По статистическим данным среднедушевое потребление рыбопродукции в 1997 г. составило: в Приморском крае - 31 кг, в Хабаровском крае - 22 кг, в Сибири 12-17 кг, в Северо-западных районах Китая - 6-12 кг.

Зона действия Рынка с центром в г. Владивостоке охватывает обширную территорию, в которую помимо Приморского края входят: Камчатская, Магаданская и Сахалинская области - в качестве поставщиков рыбопродукции; в качестве покупателей могут выступать края и области Сибири - по всем видам рыбопродукции; центральные районы России - в основном по деликатесным видам и полуфабрикатам, так как транспортные расходы ведут к удорожанию рыбопродукции примерно в 1,5 раза. Из зарубежных стран покупателями являются : Китай, Республика Корея, Япония, США, Германия, Польша, Англия (филе минтая, фарш минтая приблизительно $70 млн. в год).

При этом необходимо учесть, на Рынке во Владивостоке большей частью будут осуществляться только операции заключения контрактов, а поставка рыбопродукции в порты Японии, Кореи, США будут производиться непосредственно из районов промысла.

Как уже отмечалось, население Приморского края потребляет ежегодно около 75 тыс. т. рыбы и морепродуктов. Емкость рынка Сибири оценивается в 250 тыс. т. Примерно половина этого объема поставляется рыбопромышленными предприятиями по долговременным договорам. Таким образом, на долю Рынка приходится около 150 тыс. т. рыбопродукции, которая может быть поставлена на внутрироссийский рынок. Остальная отправится на экспорт.

Кроме того, на распределение рыбопродукции по регионам существенное влияние оказывает покупательская способность населения. В структуре затрат рыбопромышленных предприятий валютная составляющая занимает примерно 40%. Сюда входит оплата ремонта судов за рубежом, приобретение тары, снастей, частичная бункеровка судов, оплата суточных экипажам судов и т.п. В связи с обесцениванием рубля возросли производственные издержки в рублевом эквиваленте, а , следовательно, увеличилась себестоимость продукции. Цены на рыбопродукцию возросли в 2,5 - 3 раза. В то же время доходы населения остались в основном на прежнем уровне. Поэтому платежеспособный спрос на рыбопродукцию на внутрироссийском рынке сократился. Поскольку в ближайшие годы коренного улучшения экономической ситуации в России не предвидится, объемы поставок рыбопродукции на экспорт будет возрастать. Следовательно, к участию в работе Рынка необходимо привлекать в качестве покупателей иностранных партнеров.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show