Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

ДВРЦ-Сентэск
(4232) 40-00-53



МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА НУЖНО УЧИТЬ


Процесс глобализации в мире набирает обороты, что подтверждает и последняя встреча руководителей стран <большой восьмерки> в Генуе, а это предполагает дальнейшее интегрирование экономики России в мировую экономическую систему, что обусловливает актуальность решения проблемы качества продукции, услуг, процессов, и, в свою очередь, предполагает совершенствование механизмов управления качеством (УК) в целом, поскольку качество сегодня - это основополагающий фактор конкурентоспособности продукции. И, чтобы успешно конкурировать как на национальном, так и на зарубежных рынках, качество российских товаров (услуг) должно быть не ниже уровня качества соответствующей продукции иностранных фирм. Зарубежный опыт решения проблем УК свидетельствует, что добиться значительных успехов в этом направлении невозможно без налаживания эффективной системы обучения методам УК работников на всех уровнях производства.

В нашей стране начинают создаваться условия, способствующие подготовке национальных кадров по такому перспективному и актуальному направлению, как менеджмент качества (МК). Так, на основе договоренности между Госстандартом России и Минобразования РФ с учетом национального и европейского опыта разработан образовательный стандарт и открыта специальность <Управление качеством>, ориентированная на подготовку специалистов высшей квалификации в области УК. В настоящее время более чем в 20 российских вузах готовят специалистов в этой области. И это, несомненно, положительная тенденция.

Однако, это направление имеет один существенный недостаток - оторванность от производства. Выпускники вуза данной специальности будут иметь хорошую теоретическую подготовку, но слабо ориентироваться в вопросах практического применения своих знаний, что характерно для большинства выпускников наших вузов последних лет в связи с резким сокращением (а в ряде случаев - и полным отсутствием) производственных практик по специальности. Этот пробел необходимо устранять, но в условиях экономического спада и того положения, в котором находится большинство дальневосточных (д/в) предприятий, сделать это крайне проблематично.

Выходом из сложившейся ситуации в какой-то мере может быть обучение непосредственно персонала предприятий. Причем, в соответствии с философией TQM (Total Quality Management - всеобщего управления качеством) теории и практике УК следует обучать все категории работников предприятия, независимо от занимаемых должностей и выполняемых функциональных обязанностей. Это требование в полной мере согласуется и с положениями международных стандартов ИСО серии 9000 (ИСО 9000) как версии 1994 года, так и новой версии 2000 года, которая в значительно большей степени приближена к теории TQM.

Обучение всего персонала теории и практике МК - не благое пожелание, а необходимое мероприятие, которое позволит предприятиям ускорить процесс разработки и внедрения систем менеджмента качества (СМК), соответствующих требованиям ИСО 9000 с последующей их сертификацией, а в перспективе - укрепить свое положение на национальном рынке и выйти на зарубежные.

Большую работу в этом направлении уже в течение ряда лет проводят специалисты Дальневосточного регионального Центра по сертификации, научно-технической экспертизе и системам качества - СЕНТЭСК (ДВРЦ-СЕНТЭСК). Учитывая удаленность Дальневосточного региона от центра России и исходя из потребности д/в предприятий и организаций в обучении вопросам МК, специалистами ДВРЦ-СЕНТЭСК был подготовлен и успешно аккредитован в Системе сертификации "Оборонсертифика" Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров (ИПК при ДВГАЭУ) для обучения специалистов предприятий и организаций по программе "Менеджмент качества". Обучение и подготовка менеджеров по качеству проводится на базе ИПК ДВГАЭУ инструкторами по обучению системам качества (авторитетная германская система сертификации), высококвалифицированными преподавателями ДВГАЭУ, экспертами по системам качества Систем сертифи- кации <ГОСТ Р> и <Оборонсертифика>, специалистами предприятий и организаций.

Как показывает наша практика работы с д/в предприятиями, обучение персонала всех уровней вопросам теории и практики МК является первым и необходимым этапом на пути создания и внедрения СМК. Там, где руководство игнорировало необходимость предварительного обучения всего персонала вопросам МК, впоследствии возникали проблемы на этапе разработки и внедрения СМК: непонимание работниками важности СМК на предприятии и требований ИСО 9000, увеличение сроков разработки документов СМК и т.п. сложности.

Опыт нашей деятельности свидетельствует, что обучение персонала целесообразно начинать с высшего руководства. Программа обучения для него должна быть не более 8 часов. Цель обучения состоит в том, чтобы добиться общего понимания руководством идеологии ИСО 9000, осознания своей роли в процессе разработки и внедрения СМК и ответственности за ее функционирование.

На втором этапе проходят обучение работники среднего звена и инженерно-технические работники (исполнительный персонал). Они должны пройти общий

4-дневный (или более) курс обучения, который позволит им разрабатывать документы СМК на необходимом и достаточном уровне и быть компетентными в вопросах, связанных с разработкой, внедрением и функционированием СМК.

Третий этап - обучение рабочих, в ходе которого до их понимания доводятся высшие цели предприятия, определенные политикой в области качества. Программа этого этапа должна содержать минимум теоретических положений. Основной упор делается на обучение работников методам МК. Основная цель данного обучения - выработать практические навыки применения методов УК непосредственно на рабочих местах.

Подготовка менеджеров по качеству, внутренних аудиторов, и в целом обучение персонала современным достижениям теории и практики в области МК - это дорогостоящее, но своевременное и необходимое мероприятие, которое позволит укрепить положение д/в предприятий на рынке Азиатско-тихоокеанского региона, а это, несомненно, позволит получить прибыль, многократно превышающую расходы, связанные с обучением персонала управлению предприятием на основе качества.

Подтверждением вышесказанного является пример нашего восточного соседа - Японии, где всесторонний подход к проблеме обучения теории и практике УК стал стратегическим направлением развития большинства японских фирм. Руководители японских предприятий осознали необходимость постоянного обучения персонала для успешного функционирования фирм и всячески пропагандируют это на всех уровнях. Тезис, что обучение персонала - это самое выгодное вложение капитала, японские менеджеры успешно реализуют в жизнь. Причем, что касается обучению МК, то этот процесс практически начинается в Японии со школьной скамьи. Кстати, проявление активного интереса со стороны школьников к этой тематике мы смогли наблюдать при чтении нами позновательно-информационных лекций по проблематике УК в ряде владивостокских школ.

Японский опыт в области обучения персонала фирм МК активно перенимают руководители предприятий в различных странах мира, что позволяет им успешно конкурировать на мировых рынках. Хотелось бы, чтобы и руководители наших д/в предприятий уделяли этому вопросу более пристальное внимание и не боялись вкладывать средства в обучение своих работников современным методам менеджмента качества.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Архив журнала в PDF-формате

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Гешефты от Нориты
Финансовый анализ предприятий в России
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show