Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Депортамент международного сотрудничества, регионального развития и инвестиций
22-10-19



Один из базовых смыслов менеджмента любого предприятия состоит в том, чтобы организовать производительный труд сотрудников. Термин "производительность труда", к сожалению, упоминается в России в настоящее время весьма редко, да и то в основном на промышленных предприятиях. Во властных же структурах на государственном, региональном и муниципальном уровнях об этом фактически не говорят, а следовательно, и не занимаются тем, что во всем мире называется повышением производительности труда. В российском обществе почему-то утрачено понимание того, что повысить КАЧЕСТВО жизни в первую очередь можно через повышение ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ труда всеми и везде.

Исключением из правила, правда, явилось выступление вице-губернатора края Костенко А.И. на Совете Глав муниципальных образований Приморского края 7 августа 2003 г., где впервые на моей памяти высшее должностное лицо официально заявило о производительности труда как о критерии, в соответствии с которым была проведена группировка муниципальных образований. Так вот, высокие темпы роста производительности труда были отмечены в 9 муниципальных образованиях края. Это гг. Владивосток и Арсеньев, Пожарский и Тернейский районы и несколько других. В то же время в гг. Партизанск, Лесозаводск, Анучинском, Спасском, Чугуевском районах уровень производительности труда вице-губернатор назвал критическим.

Для меня, во всяком случае, такое заявление дает надежду на следующий шаг - оценку и реальные действия по повышению производительности труда региональных и муниципальных властей.

Но могут ли государственные и муниципальные структуры быть эффективнее, чем частные, коллективные, смешанные?


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА


В соответствии с бытующими представлениями в России экономика отождествляется, в основном, со сферой материального производства. Отношение к труду умственному, исторически являющим собой основу высокопроизводительного труда, проявляется в низкой оплате труда учителей, ученых, врачей, чиновников и других категорий, якобы нематериальных отраслей деятельности. Это, конечно же, устаревшие представления, что подтверждается тем, что уже в индустриальной, а уж тем более в постиндустриальной экономике возрастает доля рабочих мест в сфере услуг, науке, здравоохранении, социальной сфере, государственном секторе.

В то же время считается, что государственные и муниципальные структуры не могут быть эффективнее, чем структуры других форм собственности и посредством тендеров им должны передаваться как можно больше хозяйственных функций. Парадоксальность таких представлений очевидна, но истина, как и всегда, находится посередине. Именно там определяются функции, которые могут эффективно исполняться бизнесом и властью. Важно лишь то, что и бизнес и власть должны исполнять свои функции профессионально и эффективно.

УТВЕРЖДЕНИЕ 1. Государство эффективно в том случае, когда производителен государственный менеджмент. Муниципальное образование эффективно в том случае, когда высокопроизводителен муниципальный менеджмент.
Как можно повысить производительность труда и качество услуг муниципального менеджмента хотя бы до уровня предприятий негосударственных форм собственности?

Один из множества ответов состоит в том, что необходимы изменения в общественном сознании вообще и в сознании государственных и муниципальных топ-менеджеров в частности. Поскольку взгляды на производительность труда в XXI-ом веке значительно изменились, то начинать изменения необходимо с понимания того, что изменилось (табл. 1).

Мировой опыт повышения производительности труда чиновников представляет собой ломаную кривую, положительные пики которой были разовыми реакциями на негативные спады. Такие спонтанные реакции являют собой в большей степени политические действия, а не системный процесс качественного роста. Выйти на долгосрочный режим роста эффективности мешает множество факторов, среди которых главным, пожалуй, является отсутствие конкуренции. Вряд ли можно надеяться на то, что не подстегиваемые конкуренцией менеджеры и рядовые сотрудники будут искать более рациональные способы деятельности, изменяться лично и менять организацию, в которой они работают. Каждое муниципальное образование МОНОПОЛЬНО на своей территории, и пока это так, нет причин для изменений. Продолжать жить и работать по-старому проще и безопаснее. То же самое касается и межрегиональной конкуренции, наличие которой может сподвигнуть регионы на развитие. Таким образом, для государственных и муниципальных властных структур требуются нетрадиционные внешние возбудители активности в виде конкурентов и внутренние побудительные мотивы. В качестве одного из возможных инструментов пробуждения активности государственных и муниципальных служащих может служить КОНКУРЕНЦИЯ.

Обществу известны традиционные рецепты, якобы повышающие производительность менеджмента: «Сократить аппарат (заметьте, что не рационализировать, а сократить)», «повысить трудовую дисциплину (хотя иногда ее надо не повысить, а понизить, дав тем самым чиновнику пространство для творчества)», «внедрить новые методы управлениЯ (хотя новые методы лучше не внедрять, а осваивать)» и т.д. Но на самом деле задача повышения производительности труда в государственных и муниципальных структурах намного сложнее, чем известные рецепты. Губернаторы и Главы муниципальных образований в их сегодняшнем выборном варианте, когда в стране пока еще не сложились юридически оформленные КАРЬЕРНЫЕ ТРАЕКТОРИИ, позволяющие последовательно и системно готовить себя к государственной службе, очень часто становятся заложниками политически, экономически, криминально турбулентного пространства хозяйствования.

Образ государственного и муниципального служащего в России последнего десятилетия у населения идентифицируется с бюрократом, взяточником, ворюгой, иждивенцем и т.д. Такой образ формируется в первую очередь неэффективным государственным менеджментом (о чем неоднократно говорил Президент страны); средствами массовой информации, мало чего понимающими в менеджменте, но в силу своей экономической зависимости выполняющими политические заказы; населением, которое черпает информацию из СМИ и своего, чаще всего негативного, опыта коммуникации с государственными и муниципальными организациями и, наконец, бизнесом, наработавшим богатую практику борьбы за выживание с властью на местах, продолжающим пребывать в тени и уводящим свои капиталы за границу. Надо отметить, что скандальные истории, связанные с коррупцией государственных чиновников, неэффективным расходованием средств налогоплательщиков и многим другим, периодически происходят и в экономически развитых государствах, однако, в России эти и другие организационные патологии носят массовый характер.

Последнее десятилетие XX-го века в нашей стране значительно изменило общественные ценности, и в такой ситуации в области государственного администрирования, как в междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, требуются радикальные преобразования. Однако почему-то мы уделяем большое внимание подготовке магистров в области делового администрирования (МБА), а не в области государственного администрирования (МРА), хотя обе эти области базируются на теории организации, мотивационных теориях, программно-целевых подходах и т.д. А если учесть тот факт, что в результате происходящих реформаций Россия сегодня нуждается в огромном количестве специалистов-управленцев для работы в исполнительных и законодательных структурах, то становится понятным возрастание роли государственного и муниципального сектора в экономике.

УТВЕРЖДЕНИЕ 2. Производительность труда и качество государственного и муниципального управления не может быть ниже производительности труда и качества менеджмента в хозяйствующих субъектах.

Для того чтобы избежать влияния политики на исполнительную власть необходимо четко разделять законодательную и исполнительную функции, ограничить сроки пребывания в должности, исключить решение политических вопросов из сферы компетенции и т.п. Политика не должна смешиваться с государственным администрированием и если такое происходит, то низкое качество такого менеджмента непременно проявится, что мы и видим как на федеральном, так и на краевом уровне.

Очевидность сравнительно более эффективного менеджмента в негосударственном секторе (частных, акционерных, смешанных компаниях) требует КАЧЕСТВЕННОГО перехода от администрирования через ЧИНОВНИКА к управлению посредством МЕНЕДЖЕРА. Государственный ЧИНОВНИК должен уступить место государственному МЕНЕДЖЕРУ, как это было сделано полвека назад в менеджменте ведущих мировых держав. Необходимо в кратчайший срок перенять у бизнеса технологии, направленные на сокращение издержек, контроль за расходами, повышение производительности труда и качества продукции, системы мотивации персонала и многое другое. Сделать это можно с помощью Программ повышения производительности труда в муниципальных образованиях.

Переход от индустриального общества к информационному и далее к постиндустриальному не может не сопровождаться содержательными изменениями в государственном менеджменте и менеджменте муниципальных образований. К этим изменениям относятся такие, как привлечение населения к управлению, развитие наукоемких технологий, освоение методов научного управления и т.д. Инициаторами изменений при этом должны стать сами муниципальные образования при обязательной профессиональной интеллектуальной поддержке консалтинговых структур.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Деятельность любого муниципального образования, как известно, разворачивается в нескольких пространствах. Многоплановость жизнедеятельности муниципальных образований требует от менеджмента своевременной реакции на изменения планов деятельности и владения разнообразным инструментарием воздействия на процессы в каждом из перечисленных ниже пространств.

1. Пространство макроэкономики. Оно измеряется показателем ВРП (Валовый Региональный Продукт), который дает представление о величине того, что производится регионом за год с помощью имеющихся средств и ресурсов. Есть еще ВНП (Валовый Национальный Продукт) - то, что производит страна за год. По аналогии с ВНП и ВРП можно говорить о ВМП (Валовом Муниципальном продукте) как о величине, произведенной в муниципальном образовании продукции за год. Государство-банкрот, регион-банкрот, муниципальное образование-банкрот - начало этой цепочки идет от муниципальных образований, и это одна из причин важности консалтингового сопровождения процессов качественных изменений на уровне МО.
Совершенно отдельный разговор о субъектах хозяйствования как о субъектах развития. Так же, как и в ситуации с "яйцом и курицей", складываются отношения субъекта местного самоуправления и субъекта хозяйствования, когда приоритеты не очевидны. Опыт же управленческого консультирования МКГ "КОНТУР - ХХI век" свидетельствует о том, что в большинстве случаев в качестве субъекта развития выступает бизнес. Поэтому есть предположение, что чем быстрее муниципальное образование перестанет быть потребителем, а станет производителем услуг, тем быстрее придет успех в регион и в государство.

Таким образом, все движимое и недвижимое имущество МО (земля, здания, налоги, чиновники, информация и т.д.), обеспечивающее жизнедеятельность территории, надлежащим образом организованное, должно ПРОИЗВОДИТЬ. При этом результат на выходе этого производства может быть (в полной аналогии с бизнесом) в трех вариантах:

ВАРИАНТ 1. Результат - Затраты > 0 - Прибыльное, эффективное МО.

ВАРИАНТ 2. Результат - Затраты = 0 - Неприбыльное, но самоокупаемое МО.

ВАРИАНТ 3. Результат - Затраты < 0 - МО либо полный банкрот и тогда банкротство, либо это форс-мажор, и МО кредитуется под соответствующие залоги.

Муниципальное производство должно быть частью муниципальной экономики, и в этом смысле муниципальное образование должно быть устойчиво ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМ. В противном случае, то есть когда Вариант 3 стал для большинства муниципальных образований нормой жизни, необходимо либо специально банкротить его и строить новое, либо искать новые комбинации муниципальных образований как результат слияния или поглощения.

2. Пространство микроэкономики. Производительность труда в пространстве «микроэкономики» можно рассматривать на уровне хозяйствующего субъекта и на уровне отрасли. Основой для расчетов производительности труда может служить производственная функция, предполагающая, что выпуск продукции зависит от затрат. При одних и тех же затратах более высокий выпуск получается при наличии технического прогресса. Измерить производственную функцию достаточно сложно, особенно в условиях быстрой смены технологий и инновационной экономики. В этой ситуации, как правило, применяют метод регрессии, позволяющий соотносить затраты и выпуск, а также производить сравнение с некими расчетными значениями. Для предприятия производительность труда служит границей, фиксирующей максимально возможный выпуск продукции при минимуме затрат и определенном уровне технологии.

3. Пространство менеджмента. В процессе эволюционирования менеджмент прошел несколько этапов качественного развития от механистической модели начала 20-го века до модели TQM (Total Quality Management) или Менеджмента Всеобщего Качества. Для простоты изложения рассмотрим три этапа эволюции менеджмента - механистический, человеческий и системный.

Этап механистического отношения к управленческой деятельности в начале прошлого века предполагал использование традиционной модели достижения неизменных целей посредством известных средств и улучшения сложившегося соотношения. Производительность в этом случае весьма достоверно измеряла эффективность предприятия

На этапе "человеческих отношений" угол зрения на предприятие изменился в пользу поведенческих аспектов, которые добавлялись к механистическим, производительности и эффективности. Факторы мотивации становятся настолько важными, что включаются в категорию "производительность" и в этом случае механистический подход к производительности становится ограниченным в силу отсутствия поведенческого элемента. Эффективность в данном случае описывается такими элементами как удовлетворенность сотрудников, текучесть кадров, фон отношений в коллективе, трудовая дисциплина и т.д.

Недостатком "механистического" и "человеческого" подходов является то, что они рассматривают предприятие как достаточно закрытую систему, что не может противоречить требованиям новой управленческой парадигмы - парадигмы открытости миру. Открытость означает воздействие внешних факторов развития на внутренние цели и ресурсы предприятий. Перманентные внешние изменения требуют такой же перманентности стратегий вкупе с высокой производительностью, мотивационными установками и способностью быстрой адаптации к изменениям. Таким образом, системный комплекс управленческих технологий увеличивает свою многомерность в полном соответствии с динамикой изменений цепочки "ИЕРАРХИЯ - ПЛОСКОСТЬ - ОБЪЕМ", от одномерности иерархических систем до многомерности плоскостных и объемных.

4. Пространство муниципального консалтинга. Проблема низкой эффективности муниципального менеджмента продолжает оставаться на переферии проблемного поля. Оценка эффективности управленческого труда путем измерения уровня затрат и последующего несистемного их снижения не может служить измерителем производительности. Однако, зафиксировав факт такого измерения необходимо делать следующий шаг - измерять объем выполненной муниципальным менеджером работы. Результатом такого шага могло бы стать НОРМИРОВАНИЕ результатов деятельности муниципальных образований. В этом случае, вместо того, чтобы организовывать управляемые бизнесом и властью недемократические выборы, менять руководство и сотрудников в субъективной авторитарной логике, а не в логике объективных законов управления, переписывать положения и должностные инструкции, разработанные в первой половине прошлого века, решать преимущественно оперативные задачи рутинного характера и т.п. муниципальные менеджеры должны обеспечить высокий уровень реализации ресурсных возможностей для эффективного управления, опережающее инфраструктурное развитие, максимальное включение населения в процессы демократизации и самоуправления, обеспечивать социальную и национальную безопасность и многое другое. Динамика изменений мирохозяйственных процессов последней четверти 20-го века заложила основу адекватных изменений быстро устаревающих НОРМ деятельности муниципальных образований. В такой ситуации сотрудничество органов местного самоуправления и консалтинговых предприятий, как показывает мировой опыт, позволяет муниципальному менеджменту, как минимум, сохранять темп своего развития, если таковое имеет место быть.

Разработка муниципальных нормативов, как правило, касается технических и технологических аспектов муниципального менеджмента. Такие нормативы достаточно легко измеряемы и могут быть отслежены в динамике. Однако кроме традиционно существующих нормативов управления эффективное местное самоуправление предполагает разработку новых нормативов, но уже на основе новых услуг, новых методов управления. Среди новых методов управления особое место занимает работа с общественным сознанием, своевременное изменение которого, становится залогом новой социокультурной динамики.

Кроме того, замеряя уровень производительности труда нельзя игнорировать категорию "качество" продукта или услуги. Количественные измерители (километры отремонтированных дорог, тонны убранного мусора или снега, емкость водоемов и т.д) как мера производительности, должны трансформироваться в качественные конечные результаты роста общественного благосостояния.

Таким образом, подход к проблеме низкой ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ муниципального менеджмента с позиций муниципального консалтинга эволюционировал методологически 3-х ступенчато:

СТУПЕНЬ 1 - Муниципальное образование, как впрочем, и любое предприятие, это закрытый "черный ящик" с входом и выходом;

СТУПЕНЬ 2 - Муниципальное образование, это открытый "ящик", в котором важна деятельность и КАЧЕСТВО этой деятельности;

СТУПЕНЬ 3 - В логике открытой системы кроме критерия КАЧЕСТВА, выбираются другие критерии и показатели, которые стали определяться не только сухими цифрами, но и предпочтениями менеджеров и сотрудников, а также технологиями управленческих консультантов.

Оценка уровня производительности труда муниципального образования зависит также от соотношения рутинных и творческих аспектов деятельности. Нормативы и стандарты применимы именно к рутинным операциям. Учитывая же рост неопределенности в мирохозяйственном пространстве муниципальный менеджмент, и не только муниципальный, стоят перед выбором - сохранить присущий, особенно нерыночному государственному и муниципальному управлению, консерватизм или же адекватно реагировать на происходящие в мире изменения и увеличивать долю ненормируемых, творческих технологий управления в быстро меняющейся внешней среде. Таким образом, современный менеджер, обречен на перманентный поиск эффективного управленского решения в пространстве между жестко нормированными задачами и другой крайностью - практически непрограммируемыми, характеризующимися высокой степенью неопределенностью задачами.

Каждая из обозначенных зон требует применения различных управленческих технологий и инструментария. Производительность управленческого труда и качество принимаемых управленческих решений будет напрямую зависеть от искусства менеджера и набором освоенных им современных технологий управления.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Финансовый анализ предприятий в России
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show