Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Депортамент международного сотрудничества, регионального развития и инвестиций
22-10-19



Управленческое консультирование - один из наиболее эффективных элементов интеллектуального модуля рыночной инфраструктуры (второй модуль - материальный) так же, как и в течение теперь уже более чем 10-ти перестроечных лет по большому счету продолжает оставаться на периферии пространства реформирования российской экономики вообще и приморской в частности. Деятельность местных консалтинговых структур происходит преимущественно на площадках хозяйствующих субъектов, а поскольку в Приморье нет глубокого и системного анализа рынка консалтинговых услуг, то весьма сложно оценить степень его развитости и достаточности в контексте регионального развития.
Думается, что консультанты, в большинстве своем, приспособились к сложившемуся темпу экономического развития региона и проживают его локально и независимо. На фоне наработанного за последние 10 лет опыта небольшого количества успешных консалтинговых проектов, к сожалению, неописанных, а, следовательно, неизвестных большинству населения, преобладают разовые образовательные проекты, масштабы которых в лучшем случае способствуют дискретной, локальной кооперации управленческих консультантов.
Поэтому отсутствие деловых контактов между субъектами консалтинговой деятельности в крае, дефицит профессиональных коммуникаций по поводу современных технологий управленческого консультирования и многое другое является косвенным подтверждением того, что экономика региона не вышла в режим развития.


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ - ИНДИКАТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


УТВЕРЖДЕНИЕ. Взрывной (качественный и количественный) рост рынка консалтинговых услуг, как признанный во всем мире индикатор радикальных качественных изменений, в народнохозяйственном комплексе Приморского края отсутствует (в отличие от Европейской России).

Локализация консалтинговой практики по отдельным предприятиям в крае, кроме всего прочего, является результатом дефицита крупных, амбициозных, социокультурных проектов, требующих объединения совместных усилий нескольких групп управленческих консультантов. Поскольку таких проектов нет, то нет необходимости в консолидации, в развитии, в обмене опытом специалистов по управленческому консультированию. О дефиците консорциальных проектов (т. е. масштабных проектов, требующих консолидации интеллектуальных, предпринимательских, административных и иных усилий) в крае я говорю и пишу уже не один год, тем более что прошлогодний Форум АТЭС выявил множество недостатков в региональном проектном пространстве, один из которых - отсутствие межмуниципальных проектов. Мне не удалось обнаружить также какие-либо межрегиональные проекты, если не считать таковыми Федеральные проекты и программы. Глубоко уверен в том, что это еще один индикатор продолжающегося эволюционирования российской экономики, что на фоне промышленной и социокультурной революции в Китае весьма печально.

Опыт работы отечественных консультантов по управлению показывает, что заказ на управленческое консультирование, как правило, формируется у предприятий динамично развивающихся, когда у собственников или у топ- менеджеров предприятий появляется предчувствие или уже понимание того, что теряется управляемость со всеми вытекающими для бизнеса последствиями. И то, что количество заказов на консалтинг от предприятий почти всех форм собственности, кроме государственной, возрастает, является подтверждением исторически сложившихся объяснений консервативности властных структур, ее перманентной кондовости и инерционности.

С подобного рода историческими констатациями традиционной консервативности государственного управления в стремительно меняющемся мире, на мой взгляд, невозможно согласиться, и у меня в данном случае остается надежда на то, что подход к государственному управлению в самое ближайшее время кардинально изменится. Тем более что Президент зафиксировал это в своем ежегодном послании следующим образом:

«…Мы стоим перед лицом угроз. Наш экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны…»

(В. Путин "Послание Федеральному Собранию Российской Федерации")

Вообще говоря, неэффективность системы государственного управления проявилась наиболее ярко в процессе реформирования российской экономики, когда фактически за 6 лет самый богатый в мире собственник (госимущество и имущественные права по состоянию на 1990 г. оценивались в триллионы долларов) лишился более половины своего имущества, получив в результате приватизации во много тысяч раз меньший доход по сравнению с реальной стоимостью отчужденных активов. Хаос в экономике, разрывы хозяйственных связей, вакуум ответственности, резкое снижение и без того невысокой эффективности и другие негативы - свидетельство дезорганизации системы государственного управления. Одной из причин низкой эффективности государственного и муниципального управления является фактическое отсутствие консалтинговой инфраструктуры. Именно поэтому процесс качественного реформирования системы государственного управления представляет собой объективный императив развития на основе существующих научных теорий управления и реальных управленческих практик.

Перестройка системы государственного управления представляет собой длительный и сложный процесс изменений, требующий методологической поддержки и консалтингового сопровождения. Государственный и муниципальный консалтинг, получивший развитие в деятельности стран-лидеров мировой экономики, давно подтвердил свою эффективность, особенно в решении одной из базовых проблем - низкой производительность труда т. н. "белых воротничков" (инженерно-технических работников предприятий, менеджеров, чиновников и других работников). В России, к сожалению, все еще сохраняется весьма равнодушное отношение к данной сфере т. н. "нематериальной" деятельности и непонимание того, что во многом благодаря этому виду деятельности произошли и происходят вполне материальные, стратегические прорывы к вершинам социальной эффективности.

Опыт государственного и муниципального консалтинга в зарубежных странах выделяет 5 причин, обосновывающих необходимость применения внешнего консультирования.

П Р И Ч И Н А 1. Почти постоянно во всех странах существуют ограничения по приему на работу новых чиновников. Борьба с ростом численности госаппарата перманентна и малоуспешна. Существующего штата сотрудников едва хватает для того, чтобы выполнять оперативную работу. Специалистов для диагностики сложившихся процессов деятельности и поиска процедур, повышающих производительность, нет.

П Р И Ч И Н А 2. Существует объективная потребность в специальных знаниях и навыках, которые трудно найти внутри государственного предприятия, в том числе в администрациях.

П Р И Ч И Н А 3. Внешних консультантов можно использовать для решения стратегических и одноразовых проблем, и поэтому менеджмент власти не несет долговременных затрат.

П Р И Ч И Н А 4. Высокие темпы реализации проектов требуют проектного управления, что при существующем качестве государственного менеджмента под силу только управленческим консультантам.

П Р И Ч И Н А 5. Объективность, независимость и профессионализм внешних консультантов по управлению.

Муниципальная Консалтинговая Группа «КОНТУР - XXI век» оформилась в результате первого в Приморском крае опыта смешанного консультирования, инициированного сначала отделом, а впоследствии Комитетом регионального развития Администрации Приморского края с подключением опытных специалистов различных областей управленческой деятельности.

Это был тот самый масштабный проект, когда для решения сложнейших, комплексных проблем муниципальных образований (МО) потребовалось объединить усилия многих специалистов-управленцев, экономистов, психологов, методологов. В составе МКГ «КОНТУР - XXI век» в восьми муниципальных образованиях работали, кроме сотрудников Комитета регионального развития Администрации Приморского края, хорошо известные в крае, эффективно действующие в своих бизнесах интеллектуальные предприятия:

  • "Центры культуры управления";
  • НПСЖ г. Владивостока;
  • кадровое агентство "Успех";
  • Приморская ТПП и другие.

Рис.1 Алгоритм процедур муниципального консалтинга в Приморье
Рис.1 Алгоритм процедур муниципального консалтинга в Приморье

Группа консультантов МКГ «КОНТУР - XXI век», работавшая с муниципальными образованиями (МО), насчитывала, как правило, 10-15 человек и состояла из Руководителя группы, ведущих консультантов и ассистентов. В качестве внутренних консультантов выступали сотрудники администрации Приморского края в количестве 2-3 человек. Исходя из того, что для объекта консультирования был явно непривычен, режим т. н. "глубокого погружения", работа проходила в 8-10 часовом режиме в течение 2-3 дней. Работая в режиме постоянного дефицита времени, приходилось использовать весьма экономичные техники и дайджест-технологии. Алгоритм работы управленческих консультантов включал в себя следующие модули (рис. 1).

Деятельность МКГ "КОНТУР - XXI век" включала в себя проведение т. н. "полевого консалтинга" в восьми муниципальных образованиях края (таблица 1).

Таблица 1. Результаты
Таблица 1. Результаты "полевого консалтинга" в восьми муниципальных образованиях Приморского края

Выездные сессии проектирования в "полевом" формате дали возможность Комитету регионального развития Администрации Приморского края и МКГ «КОНТУР - XXI век» в режиме непривычных для муниципалов мыследеятельностных коммуникаций получить, что называется из первых уст, представление о состоянии дел на территории муниципального образования и, самое главное, увидеть и почувствовать людей, без энергетики, организованности и профессионализма которых не может быть никакого регионального развития. Для участников процесса "полевого консалтинга" в муниципальных образованиях края - чиновников местных администраций, бизнесменов, менеджеров, представителей общественных организаций и других активных жителей территорий - это была неожиданная и весьма редкая, как оказалось, возможность познакомиться с современной и весьма эффективной технологией интеллектуального поиска выхода на значительно более высокий уровень жизни.

Опыт более чем десятилетнего освоения нового хозяйственного механизма в России и осмысление причин низкой эффективности регионального и муниципального менеджмента дает мне основание утверждать, что причиной нереализованности большинства стратегий является не столько отсутствие системного мышления и недостаток волевых усилий топ-менеджмента, сколько инерционность сложившейся в недрах нашего сознания "картины мира".

Рис. 2. «Поле развития (смерти)» субъекта хозяйствования
Рис. 2. «Поле развития (смерти)» субъекта хозяйствования

В то время как окружающий нас мир динамично, качественно и количественно меняется, "картины мира" населения, предпринимателей, да и многих топ-менеджеров территорий хранят в себе "историческую память" административного управления прошлого столетия. Таким образом, между "картиной (моделью) мира" внешнего и "картиной (моделью) мира" внутреннего создается пространство, которое может стать либо "пространством развития", либо "пространством смерти" для любого субъекта хозяйствования: предприятия, отрасли, муниципального образования, региона, федерации (рис. 2). Возможность выбора в таком случае зависит, в первую очередь, от понимания того, что для того чтобы стать "пространством развития", необходимо не только консолидироваться, как к этому призывал президент в своем послании, а в очень короткий промежуток времени ИЗМЕНИТЬ содержание регионального и муниципального менеджмента РАДИКАЛЬНО.

Негативный исторический опыт трансформации административной системы управления в рыночную сформировал у россиян "картину мира" далеко не радужных цветов. По мере движения вниз по иерархической линии управления от уровня РФ до уровня муниципальных образований в "картине мира муниципального образования" преобладают серые и черные тона. В такой ситуации очень важно не оставить муниципалов один на один с их проблемами и обеспечить эффективное консалтинговое сопровождение процессов муниципального развития.

В противном случае все действия по разработке и реализации стратегий, программ, планов развития останутся благими намерениями. Именно в этом месте есть смысл зафиксировать важность роли УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ в региональном и муниципальном пространстве и заявить об очевидности того, что без квалифицированной помощи по переосмыслению сложившихся представлений "картины мира (моделей)" региональных и муниципальных менеджеров выйти на новый уровень качества жизни в сравнительно короткий промежуток времени вряд ли удастся.


К ЭТОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Финансовый анализ предприятий в России
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show