Розничная реализация нефтепродуктов

…Рынок частных продаж горюче-смазочными материалами пробивал себе дорогу, торгуя исключительно с бензовозов. От полуострова Эгер- шельд, через центр Владивостока и далее по всей трассе до Находки и к другим населенным пунктам края цепочкой выстраивались мини-АЗС “на колесах”, предлагая свои услуги. Но так продолжалось недолго. Уже через год в районе станции “Спутник” кампания “Сфера” открывает первую в истории постреволюционного Владивостока частную стационарную АЗС. Теперь с полным основанием можно считать, что 1992 год стал годом рождения “коммерческих” АЗС в регионе. Лиха беда начало. Словно грибы после обильно прошедшего летнего дождика одна за другой “вырастают” новые частные заправки, пионеры приморского розничного рынка нефтепродуктов – “Рэсси Кор Инвестменс”, “Форвард”, “Сфера”, “ПродуктТурРынок”. Буквально за 2-3 года они сумели составить ощутимую конкуренцию абсолютному в свое время монополисту в этой области “Приморнефтепродукту” (ПНП).

Не обошла судьба коммерциализации и не менее известный, чем ПНП “Примнефтеснаб”. Волна ваучеризации 1994 года поменяла его собственников, превратив из госпредприятия в коммерческое акционерное общество. Из ста процентов подконтрольности, государству остается лишь небольшая толика, да и та вскоре перепродается коммерческой организации “Сиданко”. С этого момента розничный рынок ГСМ Приморского края полностью становится коммерческим.

Спокойно наблюдать за бурно развивающимся частным сектором розничной торговли моторным топливом государство, естественно, не могло. И ответная реакция последовала незамедлительно. В целях урегулирования “дикого” рынка торговли нефтепродуктами, постановлением правительства РФ от 1994 года, используя на первых порах практическую базу и опыт ПНП, образовывается “нефтяная инспекция”. Через нее для АЗС вводятся новые для того времени системы, обеспечивающие экологическую и взрывопожарную безопасность. На первых порах нефтеинспекция выполняла и задачи по лицензированию розничной и оптовой торговли ГСМ. Правда, с 1996 года, с созданием лицензионной палаты, нефтеинспекции оставили лишь роль контролера за рациональным использованием нефтепродуктов, их качеством и соблюдением правил пожаробезопасности. Жизнь требовала своего. И через некоторое время, чтобы продержаться на плаву и не потонуть под гнетом государственного регулирования рынка нефтепродуктов, появляется острая необходимость уравновесить внешнее воздействие внутренним противодействием или противостоянием. Как в классической механике Ньютона, один из законов которой гласит: “сила действия равна (порождает) силе (у) противодействия”. Вот поэтому в 1996 году на базе некоторых крупных операторов розничной торговли нефтепродуктов Владивостока образовывается некоммерческая организация “Нефтяной Клуб”, в который вошли такие, как “Форвард”, “Сфера”, “Сфера-Кард”, “Рэсси Кор Инвестменс”, “Транзит-Ойл”, “ПродуктТурРынок”, “Октан-Компас” и другие не менее известные в городе и крае компании.

К сожалению, финансовый катаклизм, пришедший через два года, стер с поля деятельности многие “подшефные” коммерческие фирмы, канул в Лету и лоббирующий интересы топливных “пап” – “Нефтяной клуб”. Августовский “подарок-98” правительства Черномырдина потряс страну и перемешал все карты. Поэтому на фоне вялотекущей “импотенции” экономики России и Приморского края в частности развалился и клуб, на который многие тогда возлагали большие надежды. Одним словом, из-за отсутствия внутренней, цементирующей любое начало энергии общественное нефтяное образование приказало долго жить.

Однако постепенно, топливный бизнес стал отходить от нокаута, но вопросы и проблемы, заставившие в то время ряд компаний консолидироваться, ни куда не делись, более того, мимикрировав под современную ситуацию, значительно видоизменились. Наметившаяся стабилизация, даже, можно сказать, цивилизованность рыночных условий работы наложила свой отпечаток и внесла ряд изменений в условия товарно-денежных взаимоотношений операторов на рынке. В итоге, к 2001 году в Приморье насчитывалось чуть больше 300 АЗС, из которых ПНП принадлежало 80.

Джобберство. Говоря о розничной торговле ГСМ, нельзя обойти стороной и джобберскую схему (джобберская схема – одна из франчайзинговых схем) взаимодействия больших нефтяных компаний и независимых владельцев АЗС. На западе такой схемой пользуются все вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), и больше половины всего топлива продается по этой схеме. В России отсчет истории франчайзинга идет с 1993 г., когда известная всем Baskin Robbins продала первую в России франшизу.

Крупные нефтяные компании давно пришли к выводу, что на достаточно стабильных рынках гораздо эффективнее работать с розничным покупателем руками независимых “заправщиков”, хозяев бензоколонок, т.к. в этом случае происходит экономия на управлении АЗС, корпоративных налогах (независимые заправщики в мире, как правило, малые предприятия, на которые распространяются льготы по налогообложению).

Очень важно и то, что эффективность работы АЗС независимого хозяина, соблюдающего многолетние стандарты качества и обслуживания большой нефтяной компании, всегда выше, чем на заправках самой компании. Многие транснациональные нефтяные компании в итоге сдают построенные ими АЗС в аренду и это оказывается достаточно выгодно. Для состоявшихся компаний франчайзинг – хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает зону распространения брэнда и рынок сбыта своей продукции.

Я полагаю, что в ближайшем будущем, т.е. уже в этом году, мы увидим в Приморском крае полноценный джоббинг. Кто от этого выиграет? Думаю, потребитель.



Добавить комментарий

Войти через соцсети