Транспортировка сырой нефти до НПЗ или на экспорт.
Вот она, черная маслянистая жидкость со специфическим запахом, уже поднялась на
поверхность. Следующий, немаловажный этап в превращении нефти – ее доставка к
пунктам переработки (нефтеперерабатывающим заводам и комбинатам) или на
нефтеналивные терминалы (где происходит смешение разных сортов нефти и
формирование экспортных партий). Доставка до пунктов назначения осуществляется
двумя способами: железнодорожным транспортом и трубопроводным транспортом.


История одного барреля

Трубопроводный транспорт

Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км, в том числе нефтепроводных – 46,7 тыс. км, нефтепродуктопроводных – 19,3 тыс. км.

Транспортировка продукции топливно-энергетического комплекса трубопроводным транспортом составляет 30 % общего объема грузооборота.

По системе магистрального транспорта перемещается 100 % добываемого газа, 99 % добываемой нефти, более 50 % производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме транспортной работы (грузооборота) доля газа составляет 55,4 %, нефти – 40,3 %, нефтепродуктов – 4,3 %.

В состав сооружений магистральных нефтепроводов входят 387 нефтеперекачивающих станций, в состав нефтепродуктопроводов – 100 перекачивающих станций, резервуарные парки общей вместимостью 17,43 млн м3. Системы трубопроводного транспорта – это тот рычаг, который позволяет государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки. Экспорт газа, нефти и нефтепродуктов в основном осуществляется трубопроводным транспортом, в том числе через морские терминалы. Морские терминалы в Новороссийске и Туапсе могут обеспечить вывоз сырой нефти в объеме 45 млн тонн в год.

Российские трубопроводные системы наиболее активно развивались в 60-80-е годы. В настоящее время 35 % трубопроводов эксплуатируется более 20 лет, что требует повышенного внимания к их эксплуатационной надежности и технической безопасности.

Система нефтепродуктопроводов способна обеспечить транспортировку на региональные рынки страны 54,5 млн тонн нефтепродуктов в год от 13 (из 25) НПЗ России. Кроме того, федеральная система нефтепродуктопроводов позволяет осуществлять транспортировку 7,5 млн тонн нефтепродуктов от двух НПЗ Белоруссии (Полоцк, Мозырь) и 1,5 млн тонн от НПЗ Украины (Лисичанск).

Активизация нефтепроводного строительства на юге имеет одной из целей воспрепятствовать изоляции России от ожидаемых в будущем (хотя и с разной степенью уверенности) потоков нефти из Центральной Азии – по одной из оценок, до 15 млн. баррелей в день через 15 лет, в том числе три четверти из Казахстана. Казахстан становится важным фигурантом учрежденного в октябре прошлого года Евразийского экономического сообщества. Ясно, что без включения казахстанской нефти в общий поток, идущий через российские трубопроводы, эта новая экономическая организация не будет иметь больших перспектив. По своему геополитическому положению Россия может играть связующую роль между Европой и бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Однако нашей стране вряд ли удастся войти в эту роль, если, во-первых, не обеспечить надежный транзит нефти и газа в западном и юго-западном направлениях, а во-вторых, не привлечь потоки нефти из Казахстана. Ведь при том состоянии, в каком находится российская нефтедобывающая промышленность, вряд ли возможно поставлять в Китай и другие страны АТР крупные объемы нефти без ущерба для собственного экспорта на традиционных направлениях. Между тем на этих рынках Россия и сейчас испытывает серьезную конкуренцию – в первую очередь, со стороны Норвегии. На фоне растущего мирового спроса на нефть наилучшими возможностями для влияния на мировой рынок обладают страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия и (при благоприятных политических изменениях) Ирак. В то же время перспективы других нефтедобывающих стран, особенно не входящих в ОПЕК, оценить труднее, и все это требует от России обеспечивать себе больше свободы маневра, в том числе за счет диверсификации направлений экспорта нефти и газа, а также его удешевления. Одновременно приходится считаться с потенциальной возможностью направления центрально-азиатской нефти к Персидскому заливу через Иран.

Из истории трубопроводного транспорта России

Система магистральных нефтепроводов на территории бывшего СССР сформировалась в особых условиях размещения пунктов добычи и переработки нефти. Известно, что с экономической точки зрения трубопроводный транспорт является наиболее выгодным по сравнению с другими видами транспортировки нефти.

В 1863 году русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев первым предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы строительства трубопровода и представил убедительные аргументы в пользу данного вида транспорта. Спустя 15 лет на Апшеронском полуострове был введен в эксплуатацию первый трубопровод протяженностью всего 12 км и диаметром 75 мм для перекачки нефти от Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Проект трубопровода был разработан знаменитым русским инженером В.Г. Шуховым. К концу прошлого столетия общая протяженность трубопроводов из районов Баку составляла 230 км, а их ежегодный объем перекачки – 1 млн. тонн.

В начале ХХ века в России были сооружены два основных трубопровода: Баку-Батуми (1896-1906 гг.), протяженностью 833 км и диаметром 200 мм для перекачки 900 тысяч тонн керосина в год;

Махачкала-Грозный (1913-1914 гг.), протяженностью 162 км и диаметром 200 мм для перекачки 700 тыс. тонн нефти в год.

До 1917 года были построены нефтепродуктопроводы общей протяженностью 1300 км, средний диаметр труб составлял 197 мм. Однако эти трубопроводы не могли составить конкуренцию мощной системе железнодорожного транспорта. Так, например, в 1913 году по трубопроводу Баку – Батуми перекачивалось только 6% всей транспортируемой нефти.

Ключевой датой в истории развития трубопроводной системы России считается 17 марта 1920 года. В этот день был подписан правительственный указ о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Эмба до Саратова. После окончания Гражданской войны была проведена реконструкция трубопроводов, построены новые магистрали на Кавказе. В 1925 году был спроектирован и построен магистральный нефтепровод Баку-Батуми, протяженностью 834 км и диаметром 250 мм с 13 насосными станциями, оборудованными плунжерными насосами с дизельным приводом. Позднее был построен трубопровод Грозный – Туапсе протяженностью 649 км, диаметром 250 мм, на трассе которого разместили 7 насосных станций. В 1936 году был введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Гурьев-Орск, протяженностью 709 км и диаметром 300 мм для транспортировки бакинской, а позднее эмбинской нефти на Орский НПЗ.

До Второй мировой войны общая протяженность системы магистральных трубопроводов СССР составляла 4100 км, 70% которых применялись для перекачки сырой нефти. В конце 40-х годов по мере освоения нефтяных месторождений Башкирии, Татарстана, Самары, Перьми и Оренбурга, а также месторождений Северного Кавказа началось активное строительство магистральных нефтепроводов. Начало

50-х годов считается периодом интенсивной добычи нефти в Волго-Уральском районе. Развитие новых нефтяных месторождений и рост производства явились предпосылками для создания принципиально новых методов для перекачки нефти и нефтепродуктов, а также современного оборудования. Отличительными чертами того периода можно считать дальнейшую механизацию процесса сооружения трубопроводов, применения новых систем связи.

Таким образом, до 60-х годов основное развитие получали объекты магистрального транспорта в главных районах добычи нефти – Закавказье и Урало-Поволжье. С конца 60-х годов создается система транзитных магистральных трубопроводов, первым из которых был нефтепровод Туймазы-Омск-Новосибирск. Эти годы можно считать новой и наиболее сложной стадией развития трубопроводного транспорта. Разработка месторождений Западной Сибири стала началом расширения сети магистральных трубопроводов. С перемещением добычи нефти в Западную Сибирь происходит все большее географическое разграничение в размещении добычи и переработки нефти. Последняя в соответствии с курсом на строительство крупных НПЗ в районах потребления сосредоточивается в европейской части страны, на юге Сибири, в Средней Азии. Результатом такого размещения стала необходимость переброски крупных потоков нефти в эти районы. Появились трубопроводы большой протяженности и больших диаметров, а строительство трубопроводов и насосных станций стало проводиться в более сжатые сроки. В тот период было построено 40 нефтепроводов диаметрами до 1000 мм Первыми крупными нефтепроводами, обеспечивающими транспорт нефти из Западной Сибири, становятся нефтепроводы: Усть-Балык – Омск, Александровское – Анжеро-Судженск, протяженностью свыше 1000 км каждый.

В 1964 году был сдан в эксплуатацию магистральный трубопровод “Дружба”, общей протяженностью 4665 км (из них 3004 км по России) и диаметром 1200 мм, по которому нефть Татарии и Поволжья стала поступать в Чехословакию, Польшу, Венгрию и Восточную Германию. В начале 60-х годов суммарный объем ремонтных работ на трубопроводах составил всего 30 км в год, т.е. возникла необходимость отказа от примитивных методов ремонта и перехода к более прогрессивным технологиям и оборудованию. Особую значимость трубопроводный транспорт приобрел в период активного освоения тюменских месторождений. С увеличением добычи нефти в Западной Сибири основным направлением транспорта становится Европейская часть России. Отличительным признаком начала 70-х годов стали высокие темпы строительства нефтепроводов. Строятся сверхдальние транзитные магистральные нефтепроводы диаметрами 1000 и 1200 мм. В этот период было проложено более 3500 км современных подземных трубопроводов диаметрами 720, 1220 мм. Их доля составила 70% от общей протяженности системы магистральных трубопроводов, а грузооборот – 85% суммарного грузооборота. Контроль над всеми магистральными трубопроводами как находящимися в эксплуатации, так и на стадии строительства осуществляло Министерство нефтяной промышленности СССР.

В 70-м году в рамках Министерства было сформировано Главное управление по транспортировке и поставке нефти (Главтранснефть), занимающееся вопросами проектирования, сооружения, эксплуатации и перспективным развитием нефтепроводной системы. Это управление со временем было преобразовано в АО “Транснефть”. В 1980-1988 гг. сооружаются северные магистральные трансконтинентальные трубопроводы: Сургут – Полоцк и Холмогоры – Клин, замкнувшие сеть магистральных нефтепроводов в единую систему нефтеснабжения страны. За 20 лет (60-80-е годы) объем перекачки по нефтепроводам увеличился вдвое, грузооборот – в 5 раз, протяженность нефтепроводов составила 65000 км, число нефтеперекачивающих станций – 585. В 1991 году одновременно с прекращением деятельности Министерства нефтяной промышленности СССР было ликвидировано его главное хозрасчетное управление по транспорту и поставкам нефти – Главтранснефть. В целях выполнения общесистемных функций и сохранения единства управления 16 предприятий нефтепроводного транспорта основали компанию “Транснефть”, а на базе Главтранснефти – исполнительную дирекцию компании. Производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившие в структуру Главтранснефти, один год функционировало как самостоятельное предприятие – “Сибнефтепровод”. В условиях рыночной экономики нефтяные и газовые производственные ассоциации получили право самостоятельно подписывать договоры с потребителями. Были организованы совместные производственные предприятия с участием иностранного капитала, самостоятельно выбирающие покупателя. В силу этих обстоятельств, с 1992 года оплата услуг по транспорту нефти стала производиться на основе тарифов.

На современном этапе функционирование системы нефтепроводов происходит в принципиально новых экономических и политических условиях. В связи с разделением трубопроводов по территориальной принадлежности между государствами – бывшими республиками СССР – в настоящее время только Россия обладает единой нефтепроводной системой. Магистральные нефтепроводы акционерной компании по транспорту нефти “Транснефть” обеспечивают транспортировку 99,5% добываемой в России нефти. Система магистральных нефтепроводов является естественной монополией и находится в государственной собственности и полностью контролируется государством. Контроль осуществляется посредством установления цен (тарифов) на транспортные услуги, распределением прав доступа к экспортным нефтепроводам, согласования инвестиций в нефтепроводный транспорт, также влияющих на тарифы. Протяженность системы магистральных нефтепроводов АК “Транснефть”, соединяющей практически все районы добычи нефти в России с центрами переработки и экспортными терминалами и обеспечивающей нормальное функционирование нефтяного рынка, составляет 48500 км.



Добавить комментарий

Войти через соцсети