Контроль над адвокатурой!?

Продолжение. Начало в ВБ № 11, ноябрь 2001

Видные политики страны сегодня открыто и с тревогой заявляют об угрозе тоталитаризма. Нужно быть слепым и глухим, чтобы не видеть этого.

Представляется, что, для того чтобы адвокатура была способной выполнять свою роль в обществе, решать стоящие перед ней задачи и выполнять возложенные на нее функции, она должна быть независимой от власти. Гражданское общество должно быть защищено от произвола властей, оно должно быть уверено, что ему будет предоставлена квалифицированная и доступная юридическая помощь, которую оно может получить от независимого от властей профессионального юриста – адвоката. Это право гарантируется ст.48 ч.1 Конституции РФ для каждого гражданина России. По моему убеждению, гражданам России не нужна ни адвокатура, ни адвокат, которые зависят от власти и, в силу этого, всегда будут действовать не в разрез с ее требованиями и указаниями.

Этот главный постулат вытекает из накопленного человечеством опыта, отрицание которого равносильно отрицанию истины. Недаром в силу ст.15 Конституции РФ нормы международного права являются частью нашей правовой системы. Не воспользоваться опытом и международными правовыми нормами просто преступление.

Поэтому думается, что представленный правовым управлением Президента в Государственную думу и уже принятый в первом чтении проект закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ” не отвечает требованиям международных правовых норм. Между тем, как представляется, в нем должны быть учтены требования таких важнейших международных документов правового характера, как “Основные принципы, касающиеся роли юристов”, принятые восьмым конгрессом ООН (27 августа – 7 сентября 1990 г.), определяющие порядок подготовки кадров юристов и обязанности правительств, профессиональных ассоциаций и учебных заведений по данному вопросу, Резолюции 78(8) Комитета юристов Совета Европы “О юридической помощи и консультациях” от 2 марта 1978 года, ставшей обязательной для России с момента вступления в эту организацию и определяющую ответственность государства за финансирование юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно. Несомненно, должен быть учтен и опыт Международной ассоциации юристов, объединяющей юристов 170 стран мира, принявшей в сентябре 1990 года в Нью-Йорке “Стандарты независимости юридической профессии”.

Особо следует отметить, что концепция изменения взаимоотношений между адвокатом и адвокатской корпорацией приведет к уничтожению института адвокатуры как такового и, как следствие, к коллапсу всей судебно-правовой системы. Этим законом предусматривается упразднение коллегий адвокатов и юридических консультаций, а это означает, что адвокатура России из организованной структуры превратится в аморфную массу, адвокат будет предоставлен сам себе перед огромной государственной машиной в лице его органов и, в первую очередь, перед исполнительной властью, лишенный защиты со стороны своих корпоративных органов.

Между тем, на сегодняшний день почти в каждой коллегии, в том числе и в Приморской, имеются комиссии по защите прав адвокатов, которые постоянно занимаются этой работой. Обусловлено это не только непрекращающимися, но и увеличивающимися по числу случаями неправомерных действий в отношении адвокатов со стороны отдельных чиновников правоохранительных органов. Настойчивых, неугодных адвокатов пытаются всякими способами не допустить к участию в следствии, вывести из “громких” процессов, выместить на обвиняемом, подсудимом свою неприязнь к его защитнику-адвокату (как это подло и безнравственно), продолжаются обыски и изъятие документов как в юридических консультациях, так и у отдельных адвокатов, адвокаты незаконно задерживаются, их пытаются вызывать и допрашивать в качестве свидетелей по делам с их участием, имеются случаи, когда адвоката привозят в судебное заседание в наручниках для оказания юридической помо- щи и т.д. и т.п.

Ни одно убийство адвокатов не раскрыто. Все эти нарушения законов происходят при полном отсутствии реакции прокуратуры на протесты Президиумов коллегий адвокатов.

А теперь достаточно представить, что будет с адвокатом-одиночкой ! Безусловно, следует согласиться с предоставлением адвокатам возможности практиковать как индивидуально (адвокатский кабинет), так и в составе адвокатского бюро. Например, в Приморской краевой коллегии адвокатов к 48 базовым (районным консультациям) создано 150 специализированных консультаций. Право на создание специализированной консультации предоставлялось адвокатам со стажем работы не менее пяти лет. Аналогичная ситуация существует и в других коллегиях. Поэтому законодателю оставалось лишь закрепить сложившуюся практику.

Поскольку вопросы подготовки квалифицированных юристов возложены на правительство, а программа подготовки юристов должна отвечать единым требованиям, то представляется целесообразным Минюсту контролировать качество подготовки юристов в образовательных учреждениях, во многих из которых оно оставляет желать лучшего, а не в процессе их приема в адвокатскую корпорацию.

Неуемное желание представителей Минюста участвовать в квалификационных комиссиях адвокатских образований является ничем иным, как вмешательством в самоуправление адвокатских корпораций, в частности в вопрос комплектования кадров адвокатуры.

Не поддается никакой юридической оценке предусмотренное новым законом заключение адвокатом с Палатой так называемого генерального договора. Что такое Палата? Образованный ежегодным “сходом”-собранием адвокатов орган самоуправления. Для чего? Только для того, чтобы адвокату заключить с этим органом генеральный договор? Так он не нужен ни адвокату, поскольку адвокат независим от корпорации, ни Палате, поскольку никаких властных, распорядительных функций у нее нет. Оперативно обеспечивать судебно-правовые органы адвокатами в делах по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда Палата не сможет, поскольку заседать будет всего 2 раза в месяц, а районных юридических консультаций не будет.

Это полный развал адвокатуры страны. Тем более, что в этом законе ничего не говорится об организации квалифициро- ванной юридической помощи гражданам, зато много внимания уделено установлению и организации контроля со стороны государства за деятельностью адвокатов.

В резолюции, принятой на этом совещании, указывается: <Территориальным органам юстиции создать систему контроля в области адвокатуры:>

Об этом же говорил на встрече в редакции “Российской газеты” Министр юстиции РФ Чайка Ю.Я.: <Мы стоим за усиление позиции государства в вопросах контроля за деятельностью защитников:> (<Российская газета> за 2 октября 2001 г.)

И это несмотря на то, что в статье 20 того же закона предусматривается, что никто не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность адвоката. Ситуация складывается абсурдная – коллегий адвокатов не будет, а контроль за их деятельностью не только создается, но и усиливается. И все это при лицемерных заявлениях о заботе в отношении интересов граждан.



Добавить комментарий

Войти через соцсети