Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



Независимая экспертиза - путь к цивилизованному партнерству

Что такое независимая экспертиза, для чего она нужна? Вот те вопросы, на которые мы постараемся дать ответы в этой статье.

Сейчас, когда  Россия находится на пути вступления в ВТО, особо актуально звучит вопрос о необходимости независимой экспертизы. Ведь обязательный предотгрузочный контроль - это  одно из основных правил рынка.

Вступление в ВТО незамедлительно потребует соблюдения единых правил торговли, которые уже давно сложились в мировой практике. Через систему экспертной оценки товара в цивилизованном мире  идут все платежи.  Третьи страны, со слабо развитыми рыночными отношениями, вступающие в ВТО, приходят к пониманию, что экспертиза играет далеко не последнюю роль. Большие компании уже давно торгуют по системе (торговля в кредит). Это классическая схема торговли, включающая в себя несколько этапов.

Шаг 1. Компания заключает договор на отправку груза, согласно которому продавец обязан нести расходы, связанные с операциями по проверке товара, подготовленного к отправке (контроль качества, проведение замеров, взвешивание, пересчет), а также обеспечивает упаковку, соответствующую данному виду  товара. Акт экспертизы обычно требует покупатель. Он же,  в свою очередь, если это не оговорено иным образом, несет расходы по доотгрузочному инспектированию, исключая инспектирование, санкционированное властями страны-экспортера. Эти пункты предусмотрены для всевозможных форм торговли, в любом типе контракта: FCA, FOB, CIF, DAF и т.п. (согласно "Инкомтермс 90"). После заключения договора деньги покупателя поступают на специальный счет продавца в виде аккредитива.

Шаг 2.  После прибытия товара покупатель инспектирует груз. На соответствие контрактным условиям. Это может быть ссылка на международный стандарт ISO 9000 или на ГОСТ, установленный в стране продавца/покупателя, ссылка на образец, качественную характеристику данного товара и т.п. Если претензий нет, то акт экспертизы идет в банк, и продавец получает свои деньги.

 Если у покупателя возникают сомнения в качестве полученного груза, он нанимает вторую экспертизу. И тогда, при наличии в договоре между продавцом и покупателем пункта о такой независимой экспертизе, все разногласия, возникающие по поводу несоответствия актов отгрузки и приемки товара, разрешаются через суд самими экспертными органиациями. Причем в этом случае все судебные издержки несет не продавец или покупатель, а тот эксперт, который выдал неверное заключение. Если груз застрахован, то возмещение убытка берет на себя  страховая компания. Она  выясняет, кто виноват в причинении ущерба. Чаще всего ущерб происходит при транспортировке и хранении. Иск подается к железнодорожникам, морским перевозчикам и кладовщикам. Если груз не застрахован, то компания-отправитель сама занимается возникшими проблемами. Но, для того чтобы точно определить размер  ущерба, опять необходима экспертиза.

Если продавец при отправке груза не делает независимой экспертизы, то ее сделает покупатель при приемке товара. И тогда может выяснится,  а чаще всего так и случается, что далеко не все соответствует контрактным условиям. Рыночная цена такого товара падает. Что делать?  В контракте, как правило, оговаривается, что в случае прихода некачественного товара покупатель должен в течение определенного времени (обычно 10 суток) сообщить продавцу о том, что товар прибыл в плохом состоянии и попросить прислать своего представителя. Если представитель не появляется, то делается экспертиза, и ее акт  посылается продавцу. Отправлять груз обратно затратно. Вывоз на свалку испорченного товара и его утилизация в цивилизованных странах также стоит немалых  денег. Можно, конечно,  уценить груз, попытаться найти нового оптового покупателя и т.п. В любом случае  продавец терпит убытки. Яркой иллюстрацией таких потерь может служить торговля лесом с Японией, когда из-за отсутствия экспертизы при отгрузке происходит уценка товара покупателем. В результате этого продавец постоянно теряет до 20% своего дохода.

Для того, чтобы вы не попали в такую ситуацию, и существует IFIA -международная федерация инспекционных агентств, занимающаяся независимой экспертизой, старейшие члены  которой существуют с 1700 г. Члены IFIA должны иметь статус самостоятельного юридического лица, быть независимыми от правительства, должны иметь регистрацию внутренней системы качества, эквивалентной или подобной международному стандарту ISO 9000.

Для того чтобы читатели "ВБ" более ясно поняли, что собой представляет IFIA сегодня, приводим фрагмент ответа секретаря федерации г. Холмса "ДВ экспертизе" на ее запрос о членстве в этой  организации.



Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке