Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



Цветы и проза жизни

Оптовая торговля поставила нас перед необходимостью наладить полный компьютерный учет. Формулируя проблему, еще раз убедились, что цветочный бизнес это целый космос. Задачу в полном объеме мы так и не решили, ввиду ее нерешаемости, но пришло полное осознание: 1. Мы молодцы и в свое время пошли по правильному пути - создали свой собственный программный продукт, который невозможно заменить на имеющиеся на рынке предложения в области учета. 2. Это ж надо, какую махину мы создали и тянем!

 Даем иллюстрацию. Голландия, 95-ый <сенокосный> год. Мы с компаньоном на экскурсии в большом  цветочном салоне в Амстердаме.

Первое впечатление - пустого места нет, второе - все просто и эргономично. Спускаемся в кладовые хозяина. Такого беспорядка, кажется, никто из русской делегации цветочников еще не видел!

Осторожно спрашиваем: "А где же ваш компьютерный учет?" "Какой такой еще учет?" - не понимает простой голландский бизнесмен.
"Зачем он мне нужен? Я здесь двадцать пять лет работаю и без компьютера знаю, что, где и сколько лежит!"

Приоткрыть картину своего бизнеса и хочется, и страшно, но все же необходимо когда-то внести ясность между потребителями и продавцами. Уж очень многим кажется, что цветочники деньги лопатой гребут. "Да, были времена, прошли былинные".

Хочу оговориться. В этой статье я совсем не беру во внимание, торговлю цветами на рынках. Там все проще.

У них в Голландии не воруют, сдачу дают всегда, и капитализм они начали строить раньше всех. К чему это я? Сейчас объясню.

У нас время от времени появляются  цветочные салончики и салоны. Как появляются, так и исчезают. Почему?  Все просто.

Богатый дяденька хочет, чтобы деньги работали, и тут приходит к нему некто и предлагает открыть салон цветов. Расчет на первый взгляд элементарный: вот оптовая цена цветка в Москве, а вот цена во Владивостоке. И дух захватывает от денежных перспектив...

А что же на самом деле?  Статистика - в Японии 40% выставленных цветов выбрасывается. У нас меньше, т.к потребитель готов купить и уцененные цветы. Тем не менее цифры брака и у нас очень велики, особенно у тех, кто делает свое дело честно, а не "впаривает" неликвид.

Транспортные расходы, т.к. они связаны с самолетом - это еще 10-12%. Накладные - не менее 30%, а если речь идет об аренде и того больше, прочие расходы. Поэтому торговая накрутка в 100-120% не прихоть и не погоня за деньгами, а жесткая необходимость. Если мы получаем рентабельность в 30%, то очень довольны.

 Прелесть цветочного бизнеса в его быстром обороте. Деньги оборачиваются за неделю. Не нужно иметь больших оборотных средств. Но здесь же и его слабая сторона. Когда разразился кризис 98-го года, наши деньги в течение двух недель растаяли на глазах, и из хороших плюсов мы оказались в глубоком минусе. Нам понадобился год, чтобы вернуться к объемам в три раза меньшим, чем до кризиса. Спасло нас тогда: постоянная клиентура, основу которой составляют обеспеченные люди, и возможность брать цветы у наших оптовиков под реализацию - здесь сыграла роль наша незапятнанная репутация, как партнеров.  Конечно, это далеко не все меры, которые мы предприняли, но все в одну статью не уместишь.

Ну, ладно кризис. Спасибо ему - мозги прочистил.  Но ведь и в обычное время сбой с поставкой может разорить фирму. Представьте себе праздник, например, День Святого Валентина. Делается большой заказ, примерно в 3-4 раза больше обычной поставки. Набирается куча заказов, берутся заемные деньги или свободные средства и тут тебя поджидают следующие <форс-мажоры>:

  • оптовики не смогли вовремя забронировать место в самолете;

  • все вариации погодных катаклизмов на всем пути следования цветов из Голландии до Владивостока;

  • все возможные поломки транспорта и технические сбои;

  • наша славная таможня решила высечь оптовые фирмы и арестовывает фуры, прибывшие из Голландии, на неопределенный срок;

  • плохо сработали грузчики и цветы замерзли;

  • цветы отвратительного качества по недосмотру, тупоумию или просто так сложилась ситуация на рынке;

  • вы получаете поставку Новосибирска, а они вашу. И в этой поставке одни орхидеи, потому что какой-то очень не умный человек решил удивить свой город, абсолютно не разбираясь в бизнесе, а другой перепутал адреса.

Поверьте, мы ничего не придумали - это наш опыт. Тот самый, который дорогого стоит.

И начинай все с нуля.

Это далеко не весь список неожиданностей.

Если цветочный бизнес будет без настоящего хозяйского глаза, то девять шансов из десяти - его разворуют. Огромные сложности учета. Товар теряет свою кондицию даже не каждый час - каждую минуту!

Как проконтролировать, правильно ли ухаживают за цветами, сколько ушло ленты, упаковки, правильно ли просчитан букет, не липнут ли деньги к рукам?  В нашем деле - это сплошные ноу-хау.  Мы пять лет выстраивали свою учетную систему, и тем не менее, она  далека от совершенства. Ведь аранжировка и фитодизайн - это уже не торговля, а в первую очередь производство, но не технологичное. Не бывает повторяющихся букетов и оформлений.

 Исходя из всего вышесказанного, даем вам, господа со свободными средствами, первый совет: не вкладывайте деньги в цветочный бизнес под дяденьку или тетеньку. Денег не увидите, а головную боль приобретете. В следующем номере  мы расскажем о других подводных камнях  нашего дела. В настоящее время доля продаж  цветов составляет всего 50%, остальное - профильные товары и услуги. Иначе не выживешь. Но об этом поговорим в следующем номере журнала.


Пастухов А.Л.

Должность:
Генеральный директор
Компания:
салон цветов "Норита"

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке