Новый лицензионный закон

Практика лицензионной деятельности в России соразмерна по времени с началом рыночных реформ в экономике. Процесс разгосударствливания, приватизации породил массу новых собственников с достаточно разнообразным спектром организационно-правовых форм собственности. Общие экономические законы, объективно отражающие интересы как потребителей, так и производителей услуг и производственных сфер деятельности, требовали введения в экономическую жизнь универсального регулятора, позволяющего в сочетании отслеживать интересы человека, общества и производства. В условиях рыночной экономики одним из таких регуляторов является лицензирование, универсальность которого проявляется в том, что оно приемлемо для различных видов деятельности.

Почему закон о лицензионной деятельности появился только в 1998 г., хотя лицензированием, например, на транспорте (и это один из первых лицензируемых видов деятельности) начали заниматься уже в 1992 году? Потому, что проводимые экономические реформы в России настолько самобытны, что накладывание на них уже отработанных лицензионных механизмов стран с развитой рыночной экономикой просто не представлялось возможным. Необходим был собственный путь поиска находок. Вот почему на транспорте лицензирование осуществлялось первоначально на основании Постановлений Правительства: на автомобильном № 118, морском № 840, воздушном № 850, дорожном хозяйстве № 536.

И, наконец, 25 сентября 1998 г. был издан федеральный закон № 158 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
В нем была прописана вся лицензионная “кухня” – цели и сфера применения закона, критерии определения лицензируемых видов деятельности, порядок лицензирования, полномочия лицензионных органов и многое другое, что связано со взаимоотношениями, возникающими между соискателями лицензии, лицензиатами и лицензионным органом. И, самое главное в законе была статья с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Но процессы, происходящие в экономике, настолько быстротечны, что не прошло и 3-х лет, как возникла необходимость в корректуре этого закона (федеральный закон № 128 “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 10 августа 2001 г.). Законодатель, не покушаясь на структуру закона, вместе с тем внес некоторые существенные изменения в новую редакцию закона.

Первое. Резко по количеству лицензируемых видов деятельности сокращена ст. 17. Если по ФЗ № 158 лицензированию подлежало около 500 видов деятельности, то по ФЗ № 128 уже лицензируется чуть больше сотни. По задумкам разработчиков закона это должно способствовать развитию предпринимательской деятельности. Исключение целого ряда видов деятельности из лицензирования мотивировано тем, что их регулирование со стороны государства возможно иными методами, кроме лицензирования, например сертифицированием.

Возможно, это покажется противоестественным, но отделение Ространсинспекции как контрольно-надзорный орган выборочно поддерживает идею сокращения лицензируемых видов деятельности, исходя их тех соображений, что лицензирование должно опираться на достаточно развитую нормативно-правовую базу, регламентирующую тот или иной вид деятельности.

Взять, к примеру, морской транспорт, здесь по первому закону лицензировалось 17 видов деятельности. Но на сегодняшний день нет ни одного документа, где были бы определены хотя бы фрагментарно границы агентской, шипчандлерской, сюрвейерской, транспортно-экспедиционной деятельности. Заниматься регулированием деятельности через лицензирование по таким видам становится весьма проблематичным, поскольку зачастую те или иные посылки лицензионных органов на установление определенного порядка исходят не из существующей законодательной базы, а собственного видения развития проблемных ситуаций и подтверждением тому судебная практика.

Но, как говорится <лес рубят - щепки летят>. Считаем, что и здесь не обошлось без щепок. Критерии отнесения того или иного вида к лицензированию четко прописаны в 4-ой статье как 158, так 128 закона. Лицензируются те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан и безопасности государства. Исходя из этого непонятна логика законодателя по снятию с лицензирования таких видов, как:

  • ремонт и техническое обслуживание автомобилей;
  • содержание, эксплуатация и ремонт дорог;
  • лоцманская проводка судов;
  • навигационно-техническое обслуживание морской транспортной деятельности;

На наш взгляд, эти виды деятельности имеют самое прямое отношение к вопросам безопасности дорожного движения и судоходства.
Сокращены не только виды лицензируемой деятельности, но и параметры отнесения к этим видам автомобилей. Согласно новому закону подлежат лицензированию только перевозки грузов, осуществляемые на автомобилях грузоподъемностью свыше 3,5 тонн.

На автомобильном транспорте освобождается от лицензирования деятельность, связанная с собственными перевозками или для собственных нужд.
Хотя и здесь, на наш взгляд, не обошлось без казусов. Например, перевозки школьников автобусами в большинстве случаев являются “собственными перевозками”, опасные грузы, как правило, перевозят собственным транспортом (“для обеспечения собственных нужд”). Как в первом, так и во втором случае обеспечение безопасности дорожного движения – наиважнейшее звено в организации транспортного процесса и допускать к этим перевозкам неподготовленного перевозчика не просто неразумно, но крайне опасно. А исключить это возможно только через процесс лицензирования. Надо отметить, что термин “обеспечение собственных нужд”, как исключение из лицензирования, получил достаточно широкое распространение в новом законе и коснулся, кроме автомобильного транспорта, также железнодорожного (перевозка грузов и пассажиров), морского (буксировка).

Действие нового закона не распространяется на международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, поскольку этот вид деятельности регламентируется ФЗ № 127 от 24 июля 1998 г. “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” (о новом подходе к организации международных автомобильных перевозок будет сообщено в следующем номере журнала).

Это первая группа изменений или новшеств нового закона.

Далее следует отметить, что изменились сроки действия лицензий. Теперь согласно статье 8 срок действия лицензии не может быть менее, чем пять лет. Более того, допускается (если это будет оговорено в соответствующих положениях о лицензировании) бессрочное действие лицензии.
И третья группа изменений касается самой технологии работы лицензионного органа в процессе лицензионно-инспекционной деятельности:
Лицензирующий орган при приеме документов от соискателя лицензии обязан выдать ему в письменной форме уведомление о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии, соискателю также вручается копия описи документов, сданных в лицензирующий орган. Решение о выдаче лицензии должно оформляться приказом лицензирующего органа. С 30 до 60 дней увеличен срок для принятия решения лицензирующим органом в предоставлении или в отказе предоставления лицензии. Неизменной остается сумма лицензионного сбора – 1000 рублей.

И, как говорится, для того, чтобы расставить все точки на i, нужно Постановление Правительства, аналогичное № 326 от 11 апреля 2000 г., прописанное под ФЗ № 158, где лицензируемые виды деятельности распределяются между лицензирующими органами Министерств или субъектов федерации. Видимо, этот документ должен появиться в ближайшее время.

В заключение следует отметить, что хотя ФЗ № 128 опубликован в официальной прессе 10 августа 2001 года, он вступит в действие только по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования. Следовательно ФЗ № 158 от 3 октября 1998 года “О лицензировании отдельных видов деятельности” и соответствующее постановление Правительства № 326 от 11 апреля 2000 г. остаются в силе до указанного срока.



Добавить комментарий

Войти через соцсети