Почему в России до сих пор не возможно качество

Писатель не должен думать о критике,
так же как солдат о госпитале.
Стендаль

Качество в России сейчас невозможно, потому что для качественных процессов производства товаров и услуг до сих пор нет никаких предпосылок. Многие годы, анализируя отечественного производителя, я убедился, что от природы у большинства нет совести – жертвы атеизма всё же. Хозяйственной этике протестантов или староверов в атеистическом общественном сознании места нет. У некоторого процента есть, что то вроде богобоязни, распространяющейся на профессиональную деятельность, но они традиционно для России малограмотны в области совершенствования свой деятельности. Весь двадцатый век, начиная от Фредерика Тейлора стремящийся к цивилизации, выживающий и развивающийся своим трудом мир напряжённо совершенствовал методологию профессиональной деятельности, но у России был “свой путь” и поэтому она осталась девственной в этих “буржуазных” науках об эффективности и качестве.

 

Последние десять лет должны были породить стремящегося к эффективности и качеству собственника, но для этого должна быть конкуренция, но конкуренции, такой, чтоб собственник обратился к наукам об эффективности всё ещё нет. Этот момент в моих логических выкладках вызывает обычно трудности в понимании и принимании – все видят “толкотню” на рынке товаров и услуг и думают, что конкуренция есть, а один (на самом деле я не один так вижу) утверждает, что конкуренции нет. Дело в том, что в конкуре – состязании три участника: лошади с жокеями, зрители и судьи. Благодаря судьям “конкуренция” проходит <по спортивному> – т.е. побеждает тот, кто сумел выложиться физически и интеллектуально, а не за счёт других факторов, не относящихся к пригодности и тренированности. Кто же судья на рынке колбасы, пластиковых окон или ремонтно-строительных услуг? У потенциального потребителя голова кружится от оглушительной, всепроникающей, заверяющей в исключительном качестве рекламы. Потребитель хотел бы спокойного авторитетного совета от эксперта – судьи “на кого ставить”. Таких экспертов, как института нет. Есть телевизионные программы типа “Впрок” – спасибо им, но необходимо, чтоб любой в любое время мог узнать, куда и почему лучше идти и отдавать свои трудовые деньги. Для этого “конкуренты” должны открыть перед неподкупными экспертами свою “кухню” и только тогда эксперты смогли бы составить представление о продукте или процессе и опубликовать список первой “плотно идущей” пятёрки или десятки, у кого покупать не страшно и продукт цены стоит. Теперь, наверное, понятнее в какой дикой стадии находится наша “конкуренция”.

Спокойно утверждаю: не верьте ни единому заверению в качестве, пока не увидите систему управления (это толстый документ или много тонких документов) качеством в данной организации. Уверяю вас, вы не увидите систему управления качеством в 99,99% процентах случаев, а организация, которая какую то систему имеет – всё равно организация некачественная и её система качества – типичный фиктивно – демонстративный продукт, приобретённый не с целью победить в конкуренции, а по причине отраслевых требований. Системы управления качеством в ВПК основаны на строгом контроле, а не на управлении качеством и я бы мог рассказать вам много анекдотических случаев из моих наблюдений и исследований в этих закрытых от посторонних глаз организациях.

Строгость, точнее суровость проверяющих порождает лишь изобретательность проверяемых. Атмосфера строгости исключает атмосферу творчества, можно сказать, что военпреды следят и за тем чтоб никакого развития и совершенствования не происходило.

Управление качеством – это процесс принципиально отличный от контроля качества. При системе контроля качества проверяемый хочет, чтоб у него всё прошло <с первого предъявления>, т.е. чтоб дефектов не нашли, а при системе управления качеством проверяемый готов платить за то, что за его работой наблюдают и укажут ему на любое несоответствие требованиям данного уровня качества. Он ведь на пути к совершенству, ему любой совет пригодится. Для этого лучше всего в организации создать службу или функцию развития бизнеса и вы увидите как эта служба на втором уже шаге анализа функций и процедур станет нуждаться в тех науках и организационных технологиях, которые Россия “прогуляла” в двадцатом веке. Я мечтаю участвовать в процессе прохождения всех этих этапов в конкретных организациях различных отраслей. Но это маловероятно, трудновато для одной даже большой организации, потребуется <отраслевая> кооперация тех, кто сейчас себя называет <конкурентами>. Смешно всё это, ведь есть общий враг – вековое невежество в области развития организаций. Для того чтоб догнать потребуются книги, специалисты, мобилизация всех ресурсов организации, а это не возможно в иерархической структуре, где платят зарплату беспринципному, неэффективному наёмнику. Необходимо из коллектива создать компанию заинтересованных в развитии дела людей, а для этого капитал должен протянуть руку труду и пригласить участвовать в развитии бизнеса. Чаще всего традиционно недовольный капиталом труд не готов сразу включиться в работу по контракту – легче обсуждать в курилке чужие деньги, чем включиться в систему внутрифирменного предпринимательства и от зарплаты перейти к заработку (см. Непреодолимые ступени, ВБ №2, 2000).

Для того чтоб организации могли преодолеть ступеньку внутрифирменного предпринимательства, отделяющую от ступеньки управления качеством абсолютно необходимо, как я убедился, проведение сессии проектирования того образа желаемого будущего, который сейчас только в голове первого лица. Сессия проектирования высвобождает колоссальную психическую энергию, которая потом и “конденсируется” в виде успехов и побед.


К сожалению для вечно занятых руководителей, организационной педагогике необходимо учиться. Дело это непростое, но других путей для того чтоб остаться на рынке – нет. Поэтому предлагается:

Организационная педагогика через проведение сессий проектирования бизнеса и организации.

СЕССИЯ – это начало и передача социальной технологии создания целеустремленной организации с демократической системой управления проектами развития организации – лидера в своем секторе рынка.



Добавить комментарий

Войти через соцсети