Hi-Tech. перспективы развития

Тенденция первая. В соответствии с учением классиков марксизма-ленинизма капитализм на своей последней стадии характеризуется вывозом капитала вместо вывоза товара. Это очень ярко наблюдается как в отношении европейско-американского капитала, так и в отношении азиатского капитала. Тем более, что если ранее мы наблюдали в основном борьбу за рынки Юго-восточной Азии, то сегодня наблюдается интенсивное проникновение капитала передовых азиатских компаний в экономику развитых стран. Таможенные и торговые ограничения заставляют компании переносить свое производство в страны с дорогой рабочей силой. Американцы глубоко уверены, что “Lecsus” и “Honda” старинные американские марки автомобилей. Переплетение капиталов иногда принимает совершенно интернациональные формы. Как, например, выглядит симбиоз компаний General Motors, Volkswagen и Daewoo. Здесь вообще трудно разобраться, кто в какой регион проникает? Хотя привлекательность азиатского рынка остается очень высокой из-за своей емкости и дешевизны. Азиатские страны с устойчивой экономикой по-прежнему являются очень лакомым куском для размещения производства. И многомиллиардные инвестиции не заставляют себя ждать. Рассказы о том, что какой-нибудь утюг “Philips” собран в Голландии, вызывает только ироническую улыбку.

Несколько лет назад мне пришлось побывать на ряде радиозаводов Китая. На одном пекинском заводе на японском оборудовании, из японских комплектующих, персоналом, обученным в Японии, собирали телефонные аппараты для внутреннего японского рынка с отметкой “Сделано в Японии”. Подобная история повторилась на другом заводе, но в отношении продукции для внутреннего рынка США. Известна сентенция компании Casio, которая, пропагандируя свою продукцию, говорит о том, что нет смысла смотреть, в какой стране собраны их изделия. Наличие торговой марки Casio является гарантией одинаково высокого качества. Естественно, это не относится к “серому” рынку, который занимается подделкой известных торговых марок.

Также не надо делать вывод о качестве продукции по качеству товаров на Баляевском или Спортивном рынках. Официально произведенная в Китае телефонная трубка от Motorola мало чем отличается от своего собрата, выпущенного на заводах Дублина в Ирландии. Очевидно, что и качество одной и той же модели может заметно различаться в зависимости от того, на какой рынок она направляется. Высокие требования американских и европейских потребителей заставляют производителя более щепетильно относиться к выходному контролю и проверке качества. В результате происходит увеличение цены. Продукция, выпускаемая для внутреннего рынка, что можно наблюдать на качестве наших и не наших “Жигулей”, может быть значительно снижена по причине снижения контроля и использования более дешевых материалов и комплектующих. К тому же само государство может идти на протекционалистские меры и принимать на себя часть стоимости продукции, дотируя отрасли экономики, требующие первостепенного развития.

Тенденция вторая. Дифференциация экономики, связанная с неустойчивостью или нестабильностью экономического развития ряда стран. Можно наблюдать устойчивый рост инвестиций в экономику коммунистического Китая, но мало кто вкладывает средства в экономику Пакистана. Для этого много причин, начиная от национального менталитета и кончая политической ситуацией. Показателен пример Индии, которая вырвалась на лидирующее место в мире в вопросах оффшорного программирования, но не так стремительно продвигающейся в области высоких технологий, внедряемых иностранными компаниями. По-видимому, существуют национальные причины, ограничивающие перемещение капитала в эту страну.

Особенно ярким примером является Африка. Перемещение империалистического капитала во времена классиков в добывающие отрасти сегодня не находит отражения в технологических направлениях. Нестабильная политическая ситуация во многих африканских регионах “отталкивает” инвесторов и не дает перспектив в развитии этого региона. Немалое влияние оказывают и национальные моменты. Местный менталитет на проявляет желания много трудиться, а власть опорочила себя коррупцией и взяточничеством. Как ни печально, но наша “привлекательность” для иностранных инвестиций очень напоминает африканский вариант. Головокружение от надежды, что кто-то купит наши гигантские простаивающие заводы и ” реку Волгу с ее пристанями и пароходами” постепенно прошел. Иностранному капиталу, даже молодому азиатскому, нужны различные гарантии и условия существования. Пока же мы наблюдаем ранний империализм на севере Сахалина, где крупнейшие нефтяные компании “растолкали локтями” всех азиатов и “застолбили” добычу полезных ископаемых, установив несколько буровых платформ. Вкладывать же средства в развитие даже нашей достаточно передовой авиационной промышленности никто не торопится. И не только по причине конкуренции, конкуренция в данном случае является рычагом, а не тормозом, а по причине нашей нестабильности и непредсказуемости.

Тенденция третья. Слияние капиталов и образование транснациональных гигантов. Это, кстати, тоже было отражено у классиков, а сегодня находит ярчайшее подтверждение. Объединение компаний происходит в различных формах, начиная от поглощения-приобретения до обнимания-слияния. Уже приводился один пример из области автомобильного бизнеса, но подобная тенденция наблюдается и в отраслях Hi-Tech. Приобретение компанией COMPAQ некогда могучей корпорации DEC вызвало много вопросов, но тенденций еще не являлось. Кстати, отдельные крошки от этого пирога подобрали и азиатские монстры. Например, производство процессора “Альфа”, разработанного в недрах DEC, было приобретено компанией Samsung Electronics. Стабильность и устойчивость компании COMPAQ не вызывала особенных сомнений и ее приобретение компанией Hewlett-Packard вызвало легкий шок во всем электронном бизнесе. Сейчас предстоит крупный передел рынка серверов, в котором лидирующее значение занимали IBM и COMPAQ.

Что-то подобное наблюдается и у производителей средств связи и поставщиков услуг. Обнаружение общих владельцев у компаний АКОС и Примтелефон заставило последних потянуться друг к другу (звонок с одного телефона на другой стал бесплатным). Более серьезные изменения в структуре связного бизнеса вызвало известие о объединении усилий компаний Sony и Ericcson и последовавшее за этим известие о совместной деятельности Siemens и Motorola. Последствие таких шагов сегодня трудно оценить, т.к. объединение таких гигантов бизнеса может сильно изменить расстановку сил в этой области экономики и привести к ряду новых тенденций развития средств связи.

То, что это новая тенденция, не вызывает сомнений. Если сегодня просмотреть состояние большинства известных компаний от кондитерских и продовольственных, таких как Кетберри и Кальве, до гигантов нефтебизнеса Exxon и Mobil, то повсеместно наблюдается их слияние, объединение, поглощение и подобные процессы. К чему это может привести, читайте опять же у классиков.



Добавить комментарий

Войти через соцсети