Постоянные читатели “Восточного Базара” могли заметить, что
с его страниц исчезла информация о проекте Банка России по мониторингу
предприятий, некоторые результаты которого публиковались почти в каждом номере
в 2000 году.
Спешу заверить, проект не только расширил масштабы, но и
вышел на новый качественный уровень взаимоотношений с участниками. За год число
респондентов мониторинга по России возросло до 11,5 тысяч, а по Приморскому краю
достигло почти 200 предприятий. Количество точек наблюдений перевалило за три
десятка, а образуемые траектории позволяют увидеть достаточно устойчивые
тенденции в развитии региональной экономики и по стране в целом. Не менее важно,
что предприятия-участники мониторинга оценили аналитические материалы,
получаемые от Главного управления Центрального Банка.
С одной стороны, это действительно важный источник
информации, позволяющий оценивать текущее состояние и отслеживать качественные
изменения экономической среды, в которой приходится работать, а с другой –
каждое предприятие ежеквартально получает от Банка России расчет изменений его
собственного финансового положения в сопоставлении с другими предприятиями
данной отрасли и данной категории активов.
“Информационные дивиденды” мониторинга
Первый год наблюдений с марта 1999 г. выявил преобладание позитивных оценок внешней экономической среды и экономического потенциала предпри- ятий. Но с апреля 2000 г. появляются первые симптомы спада в регионе. С этого времени происходит не просто снижение темпов роста, но и абсолютное падение объемов производства. Все изменения характеризуются:
– устойчивой тенденцией ухудшения экономической конъюнктуры;
– ухудшающейся обеспеченностью предприятий оборотными средствами, в том числе и денежными;
– ростом доли предприятий, снижающих объемы производства, несмотря на относительно высокий спрос на внутреннем и внешнем рынках;
– ухудшением положения в сфере платежей и взаиморасчетов.
Если в первый год наблюдений преобладает положительный баланс ответов в оценках экономической конъюнктуры, (баланс ответов – разница между положительными и отрицательными ответами), то в последующих оценках преимущество на стороне отрицательных. “Провальными” оказались оценки января-февраля 2001 г. для промышленности, транспорта, строительства.
В оценках экономического положения предприятиями промышленности и строительства сохраняется преобладание “плохих” над “хорошими”: в промышленности более явно, в строительстве разница не столь существенна. Для предприятий промышленности более тяжелым в этом плане – 2000 г., для строителей – 2001.
Для транспорта первые два года с позиций экономического положения оценивались “хорошо”, но и для них третий год стал “плохим”.
Одним из индикаторов оценки конъюнктуры в отрасли является показатель спроса на продукцию. У транспортников за последний год удельный вес ответов на вопрос об увеличении объема услуг сократился втрое, у строителей – на четверть. В торговле за последний год вообще никто не отмечал увеличения спроса. Относительно низкий уровень покупательной способности населения является существенным ограничительным фактором.
Заметное влияние на оценку экономической конъюнктуры и экономического положения оказало положение с оборотными средствами. Обеспеченность оборотными для всех отраслей хозяйства является острой проблемой, но наиболее она ощутима в промышленности и в строительстве. В динамике ситуация менялась для промышленности так: улучшение к концу 1999 г. меняет направление к середине 2000 г. и далее сохраняется преобладание отрицательных оценок. С начала текущего года обнаруживается позитивная динамика, что позволяет надеяться на улучшение ситуации в целом. Значительно хуже выглядит оценка оборотных средств в строительстве. Тяжелое положение заметно ухудшается с начала текущего года, и позитивных перспектив пока не просматривается. Даже на транспорте, где положение первые два года более или менее уравновешенное, с осени 2000 г. оценивается преобладанием отрицательных ответов.
Сложной является ситуация с объемом денежных средств у предприятий. Особый дефицит испытывают предприятия промышленности и строительства. У транспортников – определенная позитивная динамика, и хочется надеяться, что она сохранится. Все это свидетельствует, о серьезной потребности в привлечении заемных ресурсов.
Но решить эту проблему можно:
-
на основании получаемой Банком России оперативной информации от предприятий и своевременного реагирования и внесения необходимых корректив в денежно-кредитную политику.
-
более открытой экономики предприятий, менее рискованной для финансовой сферы.
Это позволяет рассчитывать на более динамичное развитие сектора нефинансовых корпораций за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов.