Из истории русского костюма

Для большинства людей Россия ассоциируется с необъятными просторами, бескрайней тайгой, заснеженным севером, жарким югом. Разнообразие природы нашего Отечества неотделимо от его культуры, наполненной высокими нравственными идеалами. Художественные ценности вызывают уважение к тем, кто жил раньше, и к тому, что сотворено ими. Несомненно, к ценностям художественным относится и старинная национальная одежда русских людей, а великое разнообразие форм, расцветок, украшений, деталей костюма объясняется не только огромными размерами страны, но и наличием талантливых мастеровых, смекалистых и трудолюбивых людей.

Сохранившиеся экземпляры предметов быта, одежды, головных уборов, обуви, военных мундиров, оружия и наград не только напоминают о прошлом, но и свидетельствуют о могуществе и крепости нашего государства.

К сожалению, так далеко мы от центра России, где сосредоточены эти сокровища, что большинство наших земляков не может полюбоваться ими, испытать то чувство гордости за историю нашего народа, что когда-то впервые испытала я, с жадностью разглядывая старые платья придворных дам, торжественные одежды церковных служителей, потускневшие от времени мундиры блестящих офицеров в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Вполне объяснимо то, что большинство из нас не знают ни названий предметов исторического костюма, ни названий головных уборов, обуви и даже наград. Чем отличается кафтан от зипуна и что такое епанча или ферезея?

Художественный салон <Ностальгия> уже 13 лет занимается тем, что по мере сил возрождает и приумножает традиции искусств и ремесел России. И мы взяли на себя смелость восстановить, насколько это возможно, красоту русского национального костюма, напомнить о блеске и роскоши военного мундира российской армии.

Но как это сделать? Ведь костюм в натуральную величину дорого стоит. А почему не делать это также красиво, но только в несколько раз меньше размером? Так мы и начали делать кукол, наряжая их в наряды, которые носили русские красавицы в Москве и Тамбове, Новгороде и Вологде. В течение года мы изготовили 140 кукол в народных костюмах – крестьянских и мещанских разных губерний и уездов. Такие наряды носили русские женщины в XVII, XVIII, XIX веках.

Первая часть нашей коллекции завершена, но наша программа рассчитана не менее чем на 5 лет и включает в себя несколько этапов. Первый этап – народная одежда – уже пройден, и мы удовлетворены им.

Второй этап – создание придворного костюма XVIII, XIX, начала XX веков. Это время царствования Анны Иоановны, Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Время, когда женщина перестает быть бессловесной рабой мужа, она становится полноценной хозяйкой дома, а проникновение элементов европейской культуры, активно насаждаемой в царствование Петра Великого, безусловно, принесло изменения и в одежде.

Если старинная русская одежда XIV-XVII веков была одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян и носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства, то в XVIII веке платья, обувь и прочие предметы туалета придворных дам и кавалеров были совсем иными, чем у крестьян. XVIII-XIX века – расцвет русской культуры, время великих свершений и побед. Строятся богатые дворцы и особняки, русские дамы блистают на европейских балах, русскому двору по роскоши нет равных в Европе.

О роскоши при дворе того времени, о множестве бриллиантов и других драгоценных камней, которые носили не только женщины но и мужчины, красочно рассказывают иностранцы, путешествовавшие по России в XVIII веке: “:часто гардероб составлял почти равный капитал с прочим достатком какого-нибудь придворного щеголя”. В нашей коллекции уже есть две куклы в нарядах времен царствования Екатерины II.

Третий этап – создание коллекции царской одежды и атрибутов власти русских царей. Мы надеемся сделать копию венца великих князей и царей русских. Многим он известен под названием шапка Мономаха. Согласно легенде, шапка была прислана в дар Владимиру Мономаху, киевскому князю XII века, его дедом, византийским императором Константином Мономахом, отсюда ее название. Золотая шапка становится символом высшей государственной власти. Но мало кто знает, что кроме шапки Мономаха были еще не менее роскошные головные уборы – атрибуты власти: шапка первого наряда царя Михаила Федоровича, называемая Астраханской; Алмазная шапка царя Иоанна Алексеевича; Алмазная шапка царя Петра Алексеевича.

В 1721 году Россия была провозглашена империей. Обряд венчания на царство был заменен общеевропейским ритуалом – коронацией. Шапка Мономаха уступила место короне. Одна из первых русских корон выполнена из золоченого серебра. Корона имеет 2536 алмазов, 4 яхонта, 17 опалов. Мы намерены начать свою коллекцию с царя Алексея Михайловича в полном царском облачении: он в шапке Большого наряда, на груди – святые бармы и крест, в руках – скипетр и держава. Закончим мы эту коллекцию семейной группой царя Николая Александровича – последнего самодержца российского.

И, наконец, самая красочная и обширная часть коллекции – русский военный мундир. Мундир в старину говорил о том, в каком чине состоял его носитель и к какому роду войск он принадлежал, а то и в каком полку нес службу. Сколько было в русской армии специальностей! Фузилер, бомбардир, драгун, гардемарин, гренадер, канонир, пикинер, кирасир, гусар, и даже были гвардейские мушкетеры – и у всех форма разная.

И заключительный этап нашей коллекции – церковное облачение. Вся жизнь русского человека была неразделима с церковью.



Добавить комментарий

Войти через соцсети