Ассоциация! Какая?

Сразу оговорюсь, что идея создания ассоциации или какого-то другого объединения уполномоченных турфирм, взявшего бы на себя решение существующих проблем и, в первую очередь, защиту их интересов, не нова. Впервые она прозвучала на первом собрании уполномоченных фирм в марте текущего года. И до настоящего времени тема “ассоциации” в различных вариантах обсуждалась и на уровне краевого комитета по туризму и санаторно-курортному делу, и в кулуарах турсовещаний различного ранга, в том числе и с участием группы специалистов Департамента туризма Минэкономразвития во главе с зам. министра И. Стржалковским. И конечно, в рамках клуба 23 уполномоченных турфирм, осуществляющих безвизовый обмен туристами с нашим Великим соседом. Но тем не менее, было интересно ознакомиться с точкой зрения директора фонда поддержки деловых инициатив Хмеля В.А. по этому вопросу. Думаю, что им в целом правильно изложены принципиальные подходы к возможному разрешению проблем безвизового обмена туристами между КНР и Россией. С данной точкой зрения вполне можно согласиться. Действительно, настало время перемен. Опыт работы 23 компаний в рамках клуба “Приграничного туризма с Китаем” высветил целый букет противоречивых подходов к решению наболевших вопросов, например, в ценовой политике по приему китайских туристов, по сотрудничеству с рекомендованными комитетом по туризму, турфирмами. Не сумели справиться с демпингом на начальной стадии и дальше все пустили на самотек. Опуская за рамки статьи ведущуюся в настоящее время практическую работу по созданию ассоциации, хотелось бы еще раз вернуться к вопросу, какой должна быть ассоциация и нужна ли она вообще. Интересно, что на этот счет существует три основные точки зрения.

Первая точка зрения: ассоциация не нужна. Ее функции надуманы. Имеется РАТА. Орган координации при правильном взаимодействии с РАТА вполне может способствовать решению многих обозначенных проблем. А так создается дополнительная надстройка, которая вполне может привести к еще одной бюрократической загогулине.

Вторая. Необходимо создать краевую ассоциацию, которая бы содействовала решению проблем, существующих в крае. А их немало. Выдворение “невозвращенцев” и возмещение понесенных расходов государству. Переходы и их инфраструктура. Борьба за отмену “САМОСТИЙНЫХ” сборов с туристов, постоянно вводимых районными администрациями, несмотря на протесты ПРОКУРОРОВ и антимонопольного комитета. Решение вопросов, связанных с организацией движения туристических автобусов на основе чередования их с рейсовыми. Противодействие “демпингу”, наконец.

Способствование прозрачности турдеятельности и, как следствие, увеличение собираемости налогов в бюджет края.

Третьи, а сюда можно отнести краевой комитет и Департамент туризма, ратуют за создание Российской ассоциации уполномоченных предприятий. К выше перечисленным задачам появляются дополнительные возможности взаимодействия с оргструктурами на уровне правительства России.
В своем интервью В. А. Хмель тоже не дает однозначного толкования: “Ассоциация краевая:могла бы проводить как единую ценовую политику, так и общественную работу по объединению всех российских туристических компаний”.

И все же большинство опрошенных склоняется к созданию краевой ассоциации. Их мотивы просты. В крае все компактно, основные проблемы будут решаться здесь, так как край является лидером в России по безвизовому обмену с КНР. Аппарат ассоциации будет минимален и дешев по содержанию.

Есть и минусы. В случае поддержки данной точки зрения краевой администрацией вполне возможно появится напряжение в отношениях между краем и Москвой.

На мой взгляд, было бы правильным поддержать точку зрения Департамента туризма. Ассоциация должна быть Всероссийской.

Центр – Москва. Учредители – все российские уполномоченные компании или основная их часть. Члены ассоциация будет нести ответственность за “невозвращенцев” и компенсировать затраты государству по их выдворению. Ассоциация имеет единую печать, единые бланки приглашений и списков, что упрощает взаимодействие с пограничными структурами и контроль правильного оформления въездных и выездных документов. Допуск турпредприятий к работе по Соглашению упрощается. Это погосударственному.

Для специалистов турбизнеса, нет секрета в том, что подписанное 29.02.2000 года Соглашение по безвизовому обмену туристами между Россией и Китаем не выдерживает никакой критики. Механизм его реализации также требует коренного пересмотра. Не отработан даже способ ввода новых турфирм в работу по Соглашению. В настоящее время в целом по России допущено 69 турфирм. Такое большое количество затрудняет идентификацию печатей и увеличивает время оформления документов на границе, усложняет контроль. В силовых кругах ширится и укрепляется мнение о вредности “Соглашения”, под вывеской которого существует проблема “оставшихся” китайцев.

Все эти проблемы отпадают с созданием ассоциации, а у турфирм – кандидатов появляются дополнительные возможности плавного вхождение в работу по Соглашению. В случае образования Российской Ассоциации появляется поддержка и со стороны правительства. Возможность распространить опыт работы по всей России.

По большому счету по безвизовому обмену в принципе могут работать турфирмы любого региона России, отвечающие требованиям Соглашения. И недопонимание этого сводится к проявлению местничества со стороны турфирм. Понятно их желание сузить круг посвященных для занятия безвизовым обменом. Но прогресс трудно остановить. И другие регионы в праве рассчитывать на эту работу. Создание Российской ассоциации упрощает этот процесс. Думается, 23 уполномоченным фирмам нужно проявить мудрость и государственный подход к решению данной проблемы. Необходимо постараться разработать такие критерии, которые бы способствовали развитию туризма с Китаем, а не тормозили этот процесс искусственно. Во-первых, турфирмы-претенденты, кроме рекомендации административного органа по управлению туризмом, должны иметь подтвержденные лицензии и сертификаты, подготовленный персонал, необходим и турреференс.

Не маловажное значение имеет и стаж работы в турбизнесе и отсутствие замечаний со стороны компетентных органов. Во-вторых, они должны подкрепить серьезность своих намерений финансовыми обязательствами и гарантиями, которые необходимы для компенсации понесенных затрат государству за выдворение “невозвращенцев”. В-третьих, это размер вступительных и членских взносов. На мой взгляд, он не должен быть чрезмерно большим, чтобы не препятствовать принятию новых членов в ассоциацию. И в заключение хочу добавить, что, какая бы точка зрения ни победила, создание ассоциации будет свидетельствовать о новом шаге в развитии туристической отрасли края.



Добавить комментарий

Войти через соцсети