Что хочет ФКЦБ?

28 июня Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг утвердила постановление <О размере собственных средств соискателей лицензии проф-участника рынка ценных бумаг и организаций, имеющих названные лицензии>. Основной смысл нового постановления заключается в следующем. С 1 июля 2002 года компаниям для брокерского обслуживания клиентов на рынке ценных бумаг необходимо будет иметь собственные средства в размере 5 млн. рублей, а для того чтобы быть инвестиционной компанией, совмещающей брокерскую, дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и работы в качестве специализированного депозитария, собственные средства должны будут составлять 30 млн. рублей. По промежуточному варианту, когда можно совмещать не все виды деятельности, для профучастников собственный капитал должен будет составлять15 млн. рублей после 1 июля 2002 года и 30 млн. рублей после 1 июля 2004 года.

С одной стороны, позиция ФКЦБ понятна – она должна обеспечить защиту прав инвесторов. Однако, с другой стороны, ее деятельность должна способствовать развитию рынка и созданию здоровой конкурентной среды, что явно находится в противоречии с принятым постановлением. Ведь совершенно ясно, что, несмотря на в принципе правильный подход ФКЦБ к повышению требований к участникам на перспективу, при настоящем состоянии российского финансового рынка большинство региональных участников не в состоянии выполнить вышеуказанные требования ФКЦБ, а следовательно, большинство из них будут лишены лицензий профессиональных участников и, прежде всего, региональных брокеров/дилеров.

Что же в конечном итоге мы получим в результате этих нововведений? Скорее всего, произойдут следующие изменения:

  • ликвидация региональных участников и переток части их клиентуры в столичные центры;

  • утрата связи фондового рынка с основной массой населения страны и нарушение их прав как действующих или потенциальных инвесторов;

  • столичные финансовые рынки станут еще более замкнутыми (<в пределах Садового кольца>) и более ориентированными на зарубежных участников;

  • закрытие региональных торговых площадок и разрушение региональных рынков ценных бумаг;

  • оскудение – вследствие прекращения связи с регионами – и утрата национального фондового рынка.

Таким образом, введение – начиная с 1 января 2002 года – новых требований к размещению собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, без учета обязательного сохранения и развития отрасли ценных бумаг в регионах, скорее всего приведет к свертыванию региональных рынков с соответствующими последствиями для экономики регионов.

Кстати, необходимо отметить, что Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, состоящий из представителей профессиональных участников, как ни странно, рекомендовал ФКЦБ принять данный закон большинством голосов. Остается предполагать, что большинство в этом Совете составляют как раз представители крупных московских компаний, которые явно заинтересованы в <разделе> регионов между собой. Теперь им это будет легко осуществить, ведь по данным НАУФОР количество региональных профучастников сократиться примерно на три четверти. Лишь четверть региональных участников имеют возможность за год без особых проблем нарастить уставный капитал до 15 млн. рублей, чтобы иметь право заниматься несколькими видами деятельности на фондовом рынке.

Для выхода из создавшейся ситуации, с нашей точки зрения, необходимо приложить все усилия региональных проф-участников, чтобы если не отменить данное постановление, то хотя бы отсрочить его введение до 2004 года и то только в случае существенного укрепления фондового рынка в России и его развития в регионах.



Добавить комментарий

Войти через соцсети