Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей



О налоге на добавленную стоимость

Согласно статье 31 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ часть вторая НК применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

Статьей 164 части второй НК установлена налоговая ставка 0, которая применяется при налогообложении работ, услуг непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (транзита) при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ.

Порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов установлен статьей 165 НК. Пунктом 9, приведенной статьи определен период в течение которого, налогоплательщик должен представить в налоговый орган необходимые документы, составляющий 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта (транзита).

В зависимости от наличия либо отсутствия у предприятия документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов определяется дата реализации товаров (работ, услуг) предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 164, которая в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК определяется как наиболее ранняя их дат:

  1. последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК;

  2. 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (транзита).

Очевидно, что приведенный выше порядок налогообложения и подтверждения права на получение возмещения применим к оборотам по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемым с 1 января 2001 года, то есть даты введения налоговой ставки 0 процентов.

Действовавшим в 1999-2000 годах законодательством был установлен иной порядок налогообложения, согласно которому выполняемые предприятиями работы и оказываемые услуги относились к экспортируемым и не подлежали налогообложению в соответствии с пунктом 14 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее Инструкция 39).

Причем абзацы 4 и 5 пункта 35 Инструкции № 39, устанавливающие необходимость на 181-й день отражать в налогооблагаемом обороте стоимость работ, услуг по которым по истечении 180 дней не представлены документы, подтверждающие реальный экспорт работ, услуг решением Верховного Суда РФ 14.07.99 № ГКПИ 99-428 признаны незаконными и недействительными как принятые с превышением полномочий.

Следовательно, принятие Верховным Судом указанного решения следует рассматривать как послабление налогового режима, поскольку у предприятий не возникает обязательств по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость по выполненным работам, оказанным услугам, экспорт которых не подтвержден документально по истечении 180 дней.

Приведенной ранее статьей 31 Федерального закона № 118-ФЗ, также установлено, что по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК, часть вторая применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Данный абзац 31 статьи применим к случаям, когда объект налогообложения возник в 2000 году, а налог уплачивается в 2001 году. В этих случаях налог исчисляется по правилам, действовавшим в 2000 году, а уплачивается в порядке, предусмотренном частью второй кодекса.

Поскольку в соответствии с действовавшим в 1999-2000 годах законодательством у предприятия не возникало обязательств по исчислению налога на добавленную стоимость по не подтвержденным документально экспортируемым работам, услугам, следовательно, нет оснований для исчисления и уплаты налога в порядке, предусмотренном частью второй НК.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, предприятие не обязано отражать в налогооблагаемом обороте и включать в налоговую декларацию за январь 2001 года хозяйственные операции, по которым отсутствует совокупность документов, необходимых для подтверждения реального экспорта.

В то же время, принимая такое решение, предприятие не может возместить входной налог, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при выполнении указанных работ, услуг.

Вместе с тем, в случае отражения в налоговой декларации, указанных операций, как подлежащих налогообложению, предприятие будет иметь возможность возместить входной налог. Начисление налога, по нашему мнению, следует отразить проводкой Дт 80 Кт 68, не уменьшая налогооблагаемую прибыль. При этом предприятие будет иметь право на возврат начисленного налога в случае предоставления в налоговый орган документов, подтверждающих право на получение экспортной льготы.

На наш взгляд, такой подход к решению данного вопроса заслуживает внимания, поскольку в случае неподтверждения реального экспорта работ, услуг по истечении срока исковой давности (трех лет) указанные операции подлежат налогообложению с соответствующим отражением в налоговой декларации согласно пункту 5 статьи 167 НК, которым установлено, что в случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из дат:

  1. день истечения указанного срока исковой давности;

  2. день списания дебиторской задолженности.