Времена года

В выставочном зале Приморской картинной галереи (Партизанский пр., 12) в течение 2001-2002 г.г. экспонируется необычный арт-проект “Времена жизни”. Четыре выставки: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Зима”, объединенные общей концепцией, знакомят гостей галереи с достаточно неортодоксальной трактовкой темы.

Философы Запада бьются над осознанием смысла бытия, рассматривая вечные категории жизни: детство, юность, зрелость, старость. В основе их рассуждений лежит тезис о тождественности между основными этапами жизни человека и годовым циклом природы.

Восточная философия идентифицирует данные категории с позитивным и негативным состоянием сознания человека:

Весна-детство ассоциируется, с одной стороны, с индивидуальностью, добротой, бескорыстием, с другой стороны – с болтливостью, гневом, агрессией.

Лето-юность – это радость, честность, искренность, а также нетерпение, бесцеремонность, самонадеянность.

Осень-зрелость связывают со справедливостью, альтруизмом, всеприятием и – с печалью, горем, глупостью.

Зима-старость – спокойствие, бдительность, мудрость соседствуют со страхом и подчинением. Но что слова, когда затронуты вечные категории. У художника же есть метод молчаливой передачи истины, найденной или добытой в красоте творения. Художник – это философ, обладающий этим уникальным методом.

Выставка “ВЕСНА” экспонировалась со 2 по 11 февраля, открыв проект и зафиксировав астрономическое (не календарное) наступление весны. Работы Е. Макеева, А. Майорова, Л. Зинатулиной, В. Цоя – это философская концепция видения мира, идентификация категорий жизни и циклов природы, параллели позитива и негатива, плюса и минуса, бытия и небытия. Задумчивая сумеречность в работах А. Майорова (“Триптих”) трансформируется в безудержный и немного агрессивный напор А. Кропивницкого (“Коза”), а колористические экскурсы в графике Е. Макеева, с их спокойно-сдержанным колоритом – как ипостась открытому, локальному цвету В. Цоя. “Все спит, но скоро что-то произойдет в этом мире”

Вторая выставка цикла “Времена жизни” (4-20 мая) открыта в выставочном зале Приморской картинной галереи в дни астрономического поворота Колеса Солнца 4 мая на новое время 2001 года – ЛЕТО. Побуждающим моментом организации выставки было желание показать зрителю и увидеть самим не салонные, а по-настоящему творческие произведения искусства, которые часто пишутся мастерами, что называется, “в стол”. Мы обратились к лучшим художникам города Владивостока с просьбой разрешить всем нам увидеть их философское осмысление данной категории жизни – “ЛЕТА”.

ЛЕТО – согласно философии Востока – это радость, честность и искренность сознания юноши. Но когда его состояние сознания искажено (омрачено, одурманено и т.д.), категория “ЛЕТО” определяется древними мудрецами как нетерпение, бесцеремонность и самонадеянность. Излишество лета – агрессия. Способ управления агрессией – строгие законы. Таким образом, каждый человек может проверить себя и близких: если он в юности был (есть) радостный, честный, искренний – его состояние сознания позитивно. Если же только нетерпеливый, бесцеремонный, самонадеянный – жди беды, ведь сознание определяет бытие (что, на наш взгляд, очевидно). На выставке “ЛЕТО” представлены работы ныне Здравствующих и уже Ушедших в мир иной мастеров (В.М. Шлихта, В.И. Грачева, М. Троценко).

Астральный пейзаж Виктора Михайловича Шлихта “Приморские распадки” – удивительный образец творения одухотворенного пространства, где Небо и Земля – единая суть Духа Жизни, проявляющегося в различных перетекающих друг в друга материальных формах облаков, сопок, деревьев. Экспонирование пейзажа художника-шестидесятника, шедшего на двадцать лет впереди своего времени, В.И. Грачева, “Амурский залив” – дань нашего глубокого уважения творческой личности, непреломляемой инструкциями и канонами социальной системы давления своего времени. Гуашевые пейзажи М. Троценко – пасмурный “Уссурийский залив” и солнечный “Старый Владивосток” – образец хорошей школы реалистической живописи. Те же мотивы – солнечного и пасмурного дня – интерпретированы совсем иным образом в работах С. Симакова “Жара” и “Прохлада”. Его гуашевая цветопись, лишь слегка обозначая образы и формы материального мира, создает в сознании зрителя радостное ощущение лета. Розовые “Облака” художника – грезы, мечты, фантасмагория молодого человека. “Облака” Н. Андрейчикова передают эйфорию спокойствия и приподнятость духа посредством реалистического письма, где мастерски легко выдержаны пропорции форм и соотношения контрастных – красного и зеленого – цветов. Зеленое одноцветие “Отражения” Е.Макеева – честная, без религиозных посредников, медитация жизни на себя самое. “Лето” В. Погребняка – это накал страсти и спокойствие обретения. “Портрет друга” С. Слепова – радость узнавания. “Двое” Филатова – единение подобностей. “Лето в городе” Ф.Морозова – сила огня Солнца, помноженная на активность действия волка. “Интерьер с цветами” и “Обнаженная” Ю.Собченко – ожидание, предвкушение этой силы действия.

Это наше видение полотен мастеров. Но истинную суть, как известно, нельзя выразить словами, и мы надеемся, что зритель дополнит наше краткое описание собственным созерцанием представленных на выставке шедевров.

Четыре выставки, открытие которых фиксирует поворот колеса солнца на новое время – 2 февраля – Весна, 5 мая – Лето, 7 августа – Осень и 7 ноября – Зиму. Пятая обобщающая выставка, на которой взору зрителя будет представлено полное видение картины Жизни планируется на весну 2002 года (02.02.02).



Добавить комментарий

Войти через соцсети