Морское агентирование

Вниманию читателей предлагается материал, который, на наш взгляд будет интересен не только специалистам, занимающимся вопросами морского права, но и предприятиям и предпринимателям работающим в области оказания услуг, поскольку понятие агентирования в ином аспекте применяется ко многим иным отношениям коммерческой практики.

Морской агент – это лицо, которому от имени и по поручению судовладельцев, фрахтователей, капитанов судов вверено наблюдать за деятельностью судна и вести дела последнего, обеспечивая в самом широком понимании все действия, необходимые для осуществления транспортных операций. В их числе таможенное оформление и взаимодействие с другими организациями, в частности, с получателями и отправителями грузов, выполнение любых дел, имеющих отношение к поручению, а также оказание посреднических услуг в качестве представителя перевозчика при заключении фрахтовых сделок (Ассоциация морских организаций порта Антверпен).

В практике иностранного законодательства встречаются и иные определения действий Морского агента, однако они все сводятся практически к одному: «…одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала» (ч.1 ст.1005 ГК РФ).

Поскольку институт агентирования является новым для Российского гражданского законодательства, то при рассмотрении практики его применения, следует в большей степени обращаться к мировой практике и к обычаям делового оборота (ст.5 ГК РФ).

Именно обычаи делового оборота сформировали группы лиц (юридических и физических), с которыми взаимодействует морской агент при представлении интересов принципала (это важно при определении тех видов деятельности, которые требуют получение Агентом специальных разрешений):

1. Все виды официальных властей:

  • администрации портов;
  • таможенные, пограничные, санитарные, полицейские власти;
  • консульства, торговые представительства;
  • нотариальные, судебные органы;
  • органы государственной власти.

2. Лица, состоящие в длящихся или кратковременных договорных отношениях с принципалом (договорные партнеры):

  • стороны договоров о перевозке(фрахтователь, отправитель, получатель груза, их агенты и стра- ховщики);
  • компании, обслуживающие груз (стивидорные, тер- минальные, экспедиторские, тальманские и т.д.);
  • компании, обслуживающие судно (лоцманские, буксирные, швартовые, судоремонтные …);
  • компании, обслуживающие парк оборудования (лизинговые, ремонтные, железнодорожные, автотранспортные, контейнерные компании);

Кроме того, следует отметить, что именно агент в интересах судовладельца осуществляет контакт с сюрвейерами, адвокатами, представителями классификационных обществ, клубов взаимного страхования и т.д.

ГК РФ мы уже затрагивали, хотелось бы отметить тот факт, что в нашем законодательстве имеется упоминание о «морском агентировании» (ст.63 КТМ), однако, КТМ рассматривает очень небольшую часть отношений в сфере агентирования (Агентское обслуживание судов в морском торговом порту…).

Морской агент помогает судовладельцу, капитану, экипажу, пассажирам.

Интересна система классификации морских агентов по различным критериям:

По виду деятельности: портовый агент, агент-посредник (брокер), грузовой агент, страховой агент и т. д.

Однако, как правило, такого строго разграничения нет. Морской агент совмещает несколько видов коммерческой деятельности – и портовое агентирование, и посредничество между судовладельцами и третьими лицами при заключении фрахтовых сделок, могут одновременно представлять интересы грузовой клиентуры и страхователей.

По объему полномочий мировая практика выделяет:

  • универсальный агент (неограниченные полномочия);
  • генеральный агент (уполномочен судовладельцем решать все вопросы, связанные с обслуживанием судов. Координирует действия агентов в других портах страны, куда заходят суда. На него возлагается, как правило, обязанность по контролю за распределением тоннажа, обработкой и загрузкой флота, проверка дисбурсментских счетов и их оплата);
  • специальный агент (выполняет какую-либо одну функцию);

К категории специальных агентов можно отнести бункерных брокеров, экспедиторов, агентов по контролю за парком контейнеров и т.д. Всеобъемлющего международного регулирования института морского агентирования не существует. В большинстве стран нет специальных законодательных актов, посвященных морскому агентированию и Россия не исключение (хотя основные принципы агентирования закреплены национальным гражданским законодательством – гл.52 ГК РФ). Таким образом, мы опять возвращаемся к таким источникам как: административные акты нормативного характера, судебная практика, обычай, национальные «общие условия», огромную роль играют типовые соглашения.

Международной организацией судовладельцев (ИНСА) разработаны две стандартные формы агентских соглашений – линейная форма и трамповая форма. Балтийской и международной морской конференцией (БИМКО) были приняты «Руководящие принципы» отношений судовладельцев с агентами. Федерацией Национальных брокерских и агентских ассоциаций (ФОНАСБА) два типовых договора – на агентирование линейных судов (1970 г.) и на агентирование линейных судов-контейнеровозов (1973 г.). Типовые соглашения формально не являются источниками права, но по существу заменяют (дополняют) нормы действующего права и используются как база для переговоров.

Юридическим основанием для выполнения агентом действий служит ДОГОВОР (агентское соглашение). Главная цель договора – обеспечение морской хозяйственной деятельности судовладельца. Через агента судовладелец вступает в деловые отношения с третьими лицами в различных областях коммерческой деятельности. В результате между судовладельцем и последними возникают правоотношения, основанные на различных видах договоров: перевозки, буксировки, купли-продажи, аренды, страхования, хранения, поставки, комиссии и т.д.

В практике применяются следующие виды агентских соглашений:

  • соглашение на портовое агентирование;
  • соглашение на генеральное агентирование;
  • соглашение на агентирование линии;
  • соглашение на агентирование парка оборудования.

Объем полномочий морского агента зависит от его правового статуса (портовый агент, генеральный агент, специальный агент). Довольно полное определение традиционных обязанностей морского агента (проформа агентского соглашения ВВО «Совфрахт»):

  • принимать все возможные меры для быстрейшей обработки судов и своевременного оформ- ления необходимых документов;
  • нанимать стивидоров, если погрузка-выгрузка является обязанностью судовладельца;
  • инкассировать фрахтовые и другие платежи и переводить их судовладельцам в максимально короткие сроки;
  • выполнять все формальности, связанные с заходом и выходом судов из порта;
  • оплачивать дисбурсментские расходы за счет судовладельца;
  • принимать в интересах судовладельцев меры к урегулированию претензий;
  • составлять таймшиты, обеспечивая их подписание представителями отправителей и получателей грузов;
  • оказывать судну услуги: снабжение бункером, техническими материалами, продовольствием, медицинское обслуживание членов экипажа, обеспечивать предоставление тальманов и лебедчиков, организовывать сверхурочные работы и работу в выходные и праздничные дни стивидоров, а также ремонт судна, осуществлять содействие капитанам во время приемки судна в тайм-чартер и обратной сдачи его судовладельцу;
  • использовать по указанию судовладельца зало- говое право для обеспечения причитающихся ему платежей;
  • выполнять другие поручения, связанные с обес- печением интересов судна и его обслуживанием.

    Исходя из вышеизложенного и руководствуясь действующим законодательством, можно вывести ряд обязательных моментов для российской компании, которая планирует осуществлять агентские услуги как для российских судоходных компаний, так и для зарубежных. Одним из таких моментов является наличие у компании, специализирующейся на услугах морского агентирования соответствующих разрешений (лицензий).



Добавить комментарий

Войти через соцсети