Финансовый анализ предприятий в России

Главной целью любого вида финансового анализа является оценка и идентификация внутренних проблем компании для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств).

Кто же является основным заказчиком такой услуги, как финансовый анализ. Как правило, такую работу заказывают:

  • владельцы/управляющие компаний для обоснования стратегических решений (какие долгосрочные мероприятия следует включить в бизнес-план компании для обеспечения устойчивого развития);
  • менеджеры для обоснования оперативных решений (какие оперативные мероприятия следует включить в план финансового оздоровления компании);
  • арбитражные управляющие для выполнения судебных решений (какие неотложные мероприятия следует предусмотреть в плане внешнего управления компанией);
  • кредиторы для обоснования решений о предоставлении кредита (какие условия предоставления кредита исключат возможность его невозврата);
  • инвесторы для подготовки инвестиционных решений (какие условия инвестирования обеспечат рентабельность инвестиционного проекта).

Виды финансового анализа:

  • экспресс-анализ (предназначен для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);
  • комплексный финансовый анализ (предназначен для получения за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.);
  • финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании – производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.);
  • ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например, оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой);
  • регулярный финансовый анализ (предназначен для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа).

Алгоритм традиционного финансового анализа включает следующие этапы:

  1. Сбор необходимой информации (объем зависит от задач и вида финансового анализа).
  2. Оценку достоверности информации (как правило, с использованием результатов независимого аудита).
  3. Обработку информации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности).
  4. Расчет показателей структуры финансовых отчетов (вертикальный анализ).
  5. Расчет показателей изменения статей финансовых отчетов (горизонтальный анализ).
  6. Расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым агрегатам (финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность).
  7. Сравнительный анализ значений финансовых коэффициентов с нормативами (общепризнанными и среднеотраслевыми).
  8. Анализ изменений финансовых коэффициентов (выявление тенденций ухудшения или улучшения).
  9. Расчет и оценку интегральных финансовых коэффициентов (многофакторные модели оценки финансового состояния компании, наиболее известной из которых является Z-счет Альтмана).
  10. Подготовку заключения о финансовом состоянии компании на основе интерпретации обработанных данных.

Как правило, процедуры № 1-6 не вызывают трудностей у подготовленных специалистов и не нуждаются в комментариях, а процедуры № 7-10 уже требуют учета феномена <российской специфики>.

Основные проблемы финансового анализа в России.

Во-первых, во многих случаях на практике финансовый анализ сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений финансовых коэффициентов. Глубина исследования ограничивается, в лучшем случае, констатацией тенденции <улучшения> или <ухудшения>. Сделать выводы и тем более рекомендации на основании исходного информационного массива – неразрешимая проблема для специалистов компаний, оснащенных специальными программными средствами, но не обладающих достаточной квалификацией, профессиональным опытом, творческим отношением к рутинным операциям расчета.

Во-вторых, зачастую результаты финансового анализа основываются на недостоверной информации, при этом она может быть искажена как по субъективным, так и по объективным причинам. С одной стороны, правилом <умелого> российского менеджера считается занижение или сокрытие любыми ухищрениями полученных доходов (прибыли), поэтому для оценки достоверности исходной информации и, как следствие, получения реальных результатов финансового анализа требуется предварительное проведение независимого аудита для обнаружения преднамеренных и непреднамеренных ошибок.

В-третьих, стремление к детализации финансового анализа обусловило разработку, расчет и поверхностное использование явно избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что большинство из них находится в функциональной зависимости между собой (например, коэффициент маневренности собственных средств и индекс постоянного актива, коэффициент автономии и коэффициент соотношения заемных и собственных средств). На наш взгляд, достаточным будет использование пяти коэффициентов: коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, финансового <рычага>, ликвидности и рыночной стоимости.

В-четвертых, сравнительный финансовый анализ российских компаний практически невозможен из-за отсутствия адекватной нормативной базы и доступных среднеотраслевых показателей, а ведь имея такие отраслевые показатели можно выяснить, в чем заключаются сильные и слабые стороны работы компании и насколько эффективна ее деятельность, а также оценить перспективы ее развития в отрасли.

Наконец, исходная отчетность анализируемых компаний искажается из-за инфляционных процессов в российской экономике, которые главным образом влияют не на вертикальный, а на горизонтальный анализ. В связи с этим обязательным условием оценки тенденций изменения финансового состояния компании является расчет сопоставимых цен на основе применения официальных показателей-дефляторов.



Добавить комментарий

Войти через соцсети