Клуб директоров

21
лет

937
директоров

6167
статей



Каким должен быть ИТ-директор

Каким должен быть ИТ-директор

За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек
Отто фон Бисмарк

В настоящее время вы находитесь в поиске главного компьютерщика, ИТ-директора. Данная статья, быть может, сделает ваш выбор эффективнее и, как следствие, улучшит работу компании. Было бы здорово найти такого, чтобы не возвращаться к этой теме много лет. Сразу скажу: задача не из легких, и вот перечень фактов и идей, обосновывающих мою позицию.

  1. Специалисты американского института проектного менеджмента пришли к выводу, что 78% внедрений комплексных систем автоматизации (их еще иногда называют ERP) признаны не достигшими своих целей. Представьте себе: приходит компьютерщик к вашему директору и говорит: «Это стоит сто тысяч, но с вероятностью 78% мы не сделаем того, что вам нужно». Игра в казино на чет/нечет дает вероятность примерно 50%.
  2. Человек поступает в институт на специальность «Программист». Если на третьем курсе он не начал продавать сотовые телефоны или не занялся дизайном интернет-сайтов, а к пятому курсу его из-за компьютера палкой не выгнать, то это асоциальная личность, не любящая людей, считающая, что все беды с сетью из-за глупых юзеров. Кто-то меняется в лучшую сторону, кто-то продолжает деградировать в плане социального интеллекта. Почему это происходит, дает нам понять следующий пункт.
  3. А вы вообще пытались задуматься, что именно делает администратор, программист, ИТ-директор? Они все время что-то делают, компьютеры и программы все время выходят из строя, почта не работает в самые важные моменты, картриджи в принтерах заканчиваются на распечатке самого важного документа компании. Нет! Причина в том, что область знаний слишком специальная, каждый, повторяю, каждый менеджер не-компьютерщик думает, что компьютеры - это китайская грамота, проникшая в мозг гения с молоком матери, и то, что все работает как попало, подтверждает таинственную сложность этой работы. Итак, кратко пункт три звучит следующим образом: компьютерщика НИКТО в компании не контролирует. Это называется «диктат узкого специалиста». Вот об области HR каждый может высказаться, все специалисты у всех есть мнения по оценке эффективности! А неэффективность компьютерщика оказывается видна только по прошествии месяцев или лет. Вам на заметку способ оценки: самый лучший компьютерщик вообще ничего не делает, все делают компьютеры. У плохого компьютерщика всегда аврал и он нарасхват.
  4. Каким бы асоциальным компьютерщик ни был, их много, и у них есть свое сообщество. В этом сообществе большинство любят потешить свое эго рассказом о своих достижениях: крутизне компьютера на своем столе, количестве терабайт на корпоративном сервере, ценой коммуникационного оборудования, крутизной закупленной системы. Никто не хвастается объемом сэкономленных компании средств. Есть такая странная мысль, что закупка дорогой системы автоматизации нужна компьютерщику для еще одной «крутой» строки в резюме. Кто из вас интересуется судьбой всех крутых проектов, в которых участвовал соискатель? И если они провалились то фраза «компания была не готова» воспринимается как норма. Ваша компания, конечно, не такая, ваша компания готова, а специалист очень хороший, поскольку резюме пестрит крутыми системами! Корректнее была бы фраза соискателя «проект провалился, поскольку я не осознал, что компания не готова к переменам, но сейчас я знаю, как это проверять».
  5. В компании всегда есть один топ-менеджер, который на компьютерщика молится, и несколько, которые его тихо или громко, скажем так, критикуют. Молится тот, кто ЖДЕТ, когда ему сделают то, что он попросил, и этим ИТ-директор занимается как раз сейчас, а остальные либо не получили ничего, либо получили нечто, чем нельзя пользоваться, однако оказались сами виноваты. Вы просили так, мы сделали так, оказалось, не работает, мы не виноваты, что вы неправильно просили! И что делать генеральному директору в такой ситуации? Неужели учить всех сотрудников компании пониманию возможностей и ограничений связки «компьютер-человек» для правильной постановки задачи? Или все же ИТ-директор должен нести ответственность и за конечный результат.

Итак, налицо 4 проблемы:

  • социальная неадекватность;
  • узкая специализация и отсутствие контроля;
  • мотивация на решение функциональных проблем, а не линейных;
  • нежелание повысить свою квалификацию до уровня участия в планировании результата компании или ее отдела.

И, как следствие, главная проблема отрасли - весьма скромные результаты при огромных вложенных деньгах.

Хотя бы в границах вашей организации вы можете улучшить результаты ИТ, сократить издержки. Но для этого вам потребуется адекватный ИТ-директор. Далее скажу банальную фразу рыночной экономики: «спрос рождает предложение». Начните спрашивать - и начнете получать!

Как спрашивать у компьютерщика

Сапожник в сапогах. ИТ-директор лучше всех понимает, как использовать компьютер для менеджмента. Он же и гений компьютеров, и управленец. Он может рассказать вам о тех программах, которые он использует в своей работе, и, может быть, эти знания будут полезны лично вам. И не только рассказать, а показать! Не может? Странно.

Энциклопедия. Все знать невозможно! Даже в узкой области компьютеризации. Знаете, сколько специальных курсов для компьютерщиков? Десятки тысяч. Спросите, сколько у него друзей-консультантов, каждый из которых в совершенстве знает какую-то проблему, поскольку он уже убил время на ее решение. В каких профессиональных клубах состоит, какие журналы постоянно выписывает домой. Областей не так много, но около десятка компаний и людей он должен назвать.

Деньги. Самый сложный вопрос. По-моему, ИТ-директор, каждый раз беря деньги в компании, обязательно должен сказать, когда и как вернет. Компьютеризация - это всегда способ снижения издержек либо повышения производительности труда. Всегда есть эффект и должен быть анализ результата. Это и есть способ втянуть компьютерщика в решение бизнес-задач из области увлеченности терабайтами и мегапикселями.

Еще деньги. Для третьего пункта компьютерщику и вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно понять, что «ИТ-бюджет» компании - это на 90% деньги НЕ ДЕПАРТАМЕНТА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ, а других структурных подразделений. Компьютерщики лишь обслуживают «ИТ-деньги» компании наиболее эффективным образом. И делать они должны это, оценивая собственную эффективность. И получать зарплату только при фактическом выполнении плана инвестиций в область ИТ с получением ожидаемого эффекта.


Трушкин Сергей Юрьевич

Должность:
тренер-консультант по вопросам ИТ-стратегии и управления ИТ-службами

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке