Имярек

Отношения человека и власти во все времена были чрезвычайно своеобразны. Власть, как порождение авторитарности, давно стала неким автономным образованием, безликим, безымянным и часто – беспощадным. Человек (имярек), этот безымянный «некто», претерпевает удивительные метаморфозы, соприкасаясь и взаимодействуя с властью, становясь человеком У власти, человеком Под властью, даже человеком Власти – без предлогов. Но теперь Имярек (человек) – послушный и надежный инструмент, ибо рассуждать , равно как и чувствовать, он уже отучен, как отучен выбирать, потому что еще раньше им был сделан выбор между Человеком и Имяреком, и этот некто предпочел несвободу.

Как глушилки пересиливают в эфире любой мощи передачу, так торжествует настойчивый и беззастенчивый голос власти. И возникает иллюзия сладостной вседозволенности – несложно дернуть за веревку, к другому концу которой привязана чья-то жизнь. Правда тот, кто мнит себя центром вселенной и с упоением крутит ручку, приводящую в движение сонмы людей, часто оказывается отброшенным на периферию жизни – к стенке. Но, когда произвол возводится в систему, то безнаказанно чинимое, поощряемое насилие прививает к нему вкус, и человек, воспитанный у власти и властью – уже не человек, он – никто, он – безлик, он – имярек.

И что тогда жизнь, оконченная многоточием белых листов – допрос, снова допрос, приговор, справка о расстреле. И к чему такая ненужная вещь, как память – у имярека нет прошлого и никогда не будет будущего, а кто он – жертва или охотник, не будут знать даже его дети. Потому что кровавы и беспощадны игры таких времен, и человеческий язык становится языком зоны.

Во времена мракобесия не бывает правых и виноватых, как не может быть правосудия и справедливости. Может быть память об этом чем-то поможет нам сегодняшним, часто «непомнящим родства Иванам» игнорирующим прошлое и пренебрегающим будущим, ибо «времена не выбирают, в них живут и умирают».

Данная цитата – часть аннотации арт-проекта «Имярек», представленного сначала в Приморской картинной галерее (г.Владивосток), а затем в Культурном Центре на Стрелке (г.Красноярск). Авторы данного проекта пытались отследить взаимоотношения Человека и Власти и вывести некий визуальный эквивалент реальных исторических событий. В основу проекта было положено одно единственное дело, отследившее судьбу жительницы города Владивостока Меланьи Федоровны Ван-Кеерберген Чеберяк. Меланья Федоровна родилась 21 февраля 1903г. была одной из трех дочерей Федора Евстафьевича Чеберяк, смотрителя Суйфунского маяка. В 1913 г. Федор Евстафьевич был пожалован золотой медалью «За спасение утопающих». В документе , датированным 15 февраля 1913 г. сказано, что штурман 2-го разряда Ф. Е.Чеберяк с 1903 по 1909 г. г. спас 284 человека.

Однако имя и заслуги отца не смогли защитить семью. Меланья Федоровна, вышедшая замуж за Ван-Кеербергена, была арестована, и следственное дело № 13932 «По делу вскрытой контрреволюционной троцкистской террористической организации» (ст.58.10 ; 58.11 УК РСФСР) завершается приговором – расстрел. Обычная для того времени судьба, обычное дело. Обычные, даже обыденные допросы, заключающие – да, хотя доказательств об участии в заговоре, вроде, нет. И результат – справка о приговоре, приведенном в исполнение 13 марта 1938 г., спустя месяц после того, как Меланье Федоровне исполнилось 35 лет.

Что ж, это наше недавнее прошлое, иногда стыдливо умалчиваемое, иногда – тщательно оберегаемое. Безусловно, выбор всегда остается за каждым, и каждый решает сам, кем ему быть – неназванным некто или человеком, назвавшим собственное имя.



Добавить комментарий

Войти через соцсети