Клуб директоров

21
лет

921
директоров

5993
статей



Русская Православная Церковь Заграницей (3)

Русская Православная Церковь Заграницей (3) Русская Православная Церковь Заграницей (3) Русская Православная Церковь Заграницей (3)

Весной 1921 г. митрополит Антоний по приглашению патриарха Сербского Димитрия прибыл в Югославию, в то время называвшуюся Королевство сербов, хорватов и словенцев. Вскоре туда перебрались и все члены ВВЦУЗ. Патриарх Димитрий взял русских архиереев под свое покровительство и предоставил Управлению резиденцию патриархии в Сремских Карловцах. 22 июля 1921 г. здесь состоялось первое заседание ВВЦУЗ.

Каноническое положение ВВЦУЗ на территории Сербской Церкви было определено Архиерейским Собором Сербской Церкви. В постановлении Собора от 31 августа 1921 г. сказано: «Святой Архиерейский Собор согласен принять под свою защиту русское Высшее церковное управление, в компетенцию которого входят следующие предметы:

  • Юрисдикция над русским священством вне нашего государства и тем русским священством в нашем государстве, которое не находится ни на приходской, ни на государственно-просветительской службе, как и над военным священством в Русской армии, которое не находится на сербской церковной службе.
  • Бракоразводные дела русских беженцев».

Архиереи-беженцы старались поддерживать связь с Патриархом Тихоном. Переписка с Москвой осуществлялась через Латвийскую, Эстонскую, Финляндскую, Польскую и Чехословацкую зарубежные миссии. Но письма доходили не все. В июле 1921 г. митрополит Антоний обратился с докладом к Патриарху и с предложением учредить должность наместника Патриарха заграницей. Кроме того, он просил благословения на созыв Заграничного собрания Российской Церкви, предположительно на Покров 1921 г.

Июльский доклад митрополита Антония дошел до Патриарха Тихона и был обсужден на заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета 13 октября 1921 г. В совместном заседании было постановлено:

  1. «Ввиду нецелесообразности подчинения существующему за границей Высшему Церковному Управлению Русской Церкви всех православных церквей и общин Московского Патриархата за пределами советской России, оставить это управление с прежними его полномочиями, без распространения сферы его действия на православные церкви в Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве, которые сохраняют существующий у них ныне образ церковного управления.
  2. Ходатайство об учреждении должности наместника Святейшего Патриарха за границей, как ничем не вызываемое, также отклонить.
  3. Сообщение о предполагаемом созыве на 1 октября ст.ст. Собора русских православных заграничных церквей принять к сведению. О чем уведомить Преосвященного митрополита Антония».

Согласно этому документу ВВЦУЗ было признано Высшей Церковной властью в Москве.

Всезаграничный Церковный Собор 1921 г.

Мысль о созыве Собора была впервые высказана в Константинополе. Инициатором эмигрантского церковного совещания стал епископ Вениамин (Федченков), желавший продолжать дело белого движения за пределами России. На заседании ВЦУЗ 19-21 апреля 1921 г. было решено: «Организовать Собрание представителей Русской Православной Церкви Заграницей для объединения, урегулирования и оживления церковной деятельности».

Общецерковное заграничное собрание должно было ответить на возникшие вопросы. Состоялось собрание в Сремских Карловцах, его заседания проходили с 21 ноября по 3 декабря 1921 г. В ходе заседаний собрание переименовало себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор.

В своих постановлениях Собор принял резолюцию об управлении Зарубежной Церковью и организации епархиальной и приходской жизни. Собор также обличил лжеучения социализма. В заседании Собора 1 декабря было определено:

«I. Русское Заграничное Церковное Собрание считает необходимым осудить лжеучение социализма и наиболее последовательную форму его - большевизм, или коммунизм, как учение антихристианское в основе и разрушительное по своим последствиям. Прежде всего с точки зрения религиозно-нравственной, потому что

  • социализм разрушает всякую религию, в особенности же христианскую;
  • социализм уничтожает основы нравственности и ведет к полному беззаконию;
  • между христианством и социализмом существует полное противоречие при поверхностно мнимом сходстве <…>

III. И в государственной жизни социализм несет разрушение, ибо:

  • отрицая первенствующее религиозное значение личности, подрывает правовой строй жизни, основанный на этом принципе;
  • уча о ложном принципе равенства всех в коллективе, отрицает власть и порождает всеобщую борьбу;
  • отрицая благословенную Богом любовь к родине, проповедует несбыточный интернационализм;
  • ведет к уничтожению семьи и растлению детей».

Продолжение следует


Епископ Анастасий (Суржик)

Должность:
управляющий Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке