Время «кнопок» в бизнесе закончилось

Успех – это способность достигать высот и удерживать их! Причем именно удерживать, а не охранять.
Народная мудрость

Мы продолжаем разговор с Андреем Кравчуком, директором академии «МВА», о том, куда расти предпринимателю, каковы реалии и возможности окружающего нас рынка. Сегодня мы побеседуем о том, где находится современный российский бизнес и с чего начинать выходить из всеобщего коллапса.

– Андрей Николаевич, наш прошлый разговор вы закончили фразой: «Все, что нужно для успеха у каждого из читающих эти строки, уже есть». Расскажите нам, пожалуйста, что вы имели в виду?

– Как бы банально ни звучало, но действительно все, что нужно для успеха, есть у каждого из нас – это мы сами. Мы – машины по достижению успеха. Что такое успех? Это способность достигать поставленных (собой, обществом, нашей собственной природой, в конце концов) целей и удерживать результат. Причем вторая часть утверждения (про удержание результатов) не менее важна, чем первая. Но многих людей путает само слово «удержание», в итоге большинство делает самую большую ошибку: перестают практиковать действия, приведшие к успеху, а начинают «охранять» результаты.

– Вы действительно верите в то, что любой человек может быть успешным?

– Я не верю, я знаю это. Могу на простом примере вам доказать, что я, вы и большинство наших читателей как минимум в одной сфере своей деятельности успешны. Большинство людей ходит на двух ногах, но при этом все люди рождаются без этого навыка. Вопрос на засыпку: «Сколько раз ребенку нужно упасть, чтобы научиться ходить?». Скорее всего такой статистики нет нигде. Каждый падает такое количество раз, которое необходимо, чтобы научиться.

– Я правильно понимаю, что успешность – это способность делать шаги к цели до тех пор, пока не получится, а потом постоянно практиковать то, чему научился?

– Все верно. Проблема большинства людей заключается в том, что они живут целями, а не намерениями и, достигнув цели, в большинстве случаев останавливаются. Чем отличается цель от намерения, я могу проиллюстрировать на том же примере с прямохождением. Является ли для вас ежедневной целью с утра ходить? Вы постоянно думаете о том, сможете ли вы ходить сегодня так же хорошо, как и вчера? Проверяете, а так ли я хорошо хожу, как раньше?

– Нет, я просто встаю утром с кровати и иду. Получается, у меня есть намерение ходить и я, практикуя ходьбу каждый день, поддерживаю полученный когда-то в первый год жизни результат.

– Точнее не скажешь! Любую деятельность человека можно сравнить с движением вверх по эскалатору, двигающемуся вниз. Чтобы «стоять» на месте нужно интенсивно перебирать ногами, а если надо двигаться вверх, то надо переставлять ноги гораздо быстрее.

– Идея понятна, но как она относится к тому утверждению, которое вы вынесли в заголовок нашего сегодняшнего разговора?

– Бизнес – это ежедневная практика, но в силу своей специфики «эскалатор» все время ускоряется, поэтому нужны способы, позволяющие шагать с ускорением постоянно. Что такое «кнопки», о которых идет речь в заголовке? «Кнопки» – это тактические решения, которые позволяют делать один-два маленьких шажка через пару ступенек, создавая видимость движения.

Рынок изменился. И мир изменился. Самый большой дзен любого бизнесмена – это понимание того, что единственное постоянное в мире – это изменения. Противостоять им можно только на стратегическом уровне. Большинство предпринимателей не готовы, не хотят покупать стратегии, ведь их внедрять достаточно долго и дорого. Поэтому они за копейки покупают тактические решения. А потом удивляются, отчего тактика вне стратегии работает через ж*пу. И бегут покупать следующую «фишку».

Те же самые маркетинговые умения стали ширпотребом – продаются за бесценок на каждом углу. И по большей части продается фальшивка. Но кто ее отличит от золота? У многих предпринимателей нет даже общего понимания того, что такое маркетинг, менеджмент, финансы для бизнеса, как работать с кадрами или с бухгалтерией так, чтобы двигаться вперед и вверх постоянно.

В отличие от тактических, стратегические навыки не портятся. Принципы построения любой бизнес-системы не меняются веками, и все «современные и модные» решения основаны именно на них.

– Расскажите, пожалуйста, что в вашем понимании является стратегией?

– Стратегия – в самом наглядном определении – это недетализированный план достижения какой-то большой и долгосрочной цели, описанный промежуточными результатами (или целями), последовательное достижение которых приведет к нужному долгосрочному итогу. Еще проще: стратегия – это «что мы делаем», тактика – «как». Теперь понятно, почему я тактические решения называю «кнопками». Большинство тренеров и консультантов учат, «как» делать, но непонятно в итоге, «что» делаем в глобальном смысле и, главное, «зачем».

У компаний нет долгосрочных целей, нет стратегии развития, нет бизнес-плана (представляете, бизнес-план нужен не только для того, чтобы взять денег у инвестора), нет маркетинговой стратегии. Большинство компаний, с которыми мне довелось работать в качестве консультанта, маркетинговый «план» составляют на месяц за три дня до начала этого месяца. Нет аналитики, не ведется сбор статистики по показателям эффективности. Такие предприниматели и ходят по тренингам, желательно бесплатным, чтобы найти волшебную таблетку или кнопку, чтобы «ничего не делать».

– Андрей Николаевич, получается, что те, кто понимает эти принципы, на их основе создают красивые «кнопки», которые продают незадачливым предпринимателям и подсаживают их на эти «таблетки»?

– Да, продавцы «кнопок» заинтересованы в том, чтобы покупатели не разбирались в стратегиях, тогда «кнопками» можно торговать всю жизнь. Самая большая беда таких «подсевших» предпринимателей в том, что они верят в «кнопки», «они ведь работают», «дают эффект». Мало кто осознает, что эффект этот краткосрочный, поэтому очень быстро приходится бежать за следующей таблеткой. Я обращаю постоянно внимание, что на большинство тренингов ходят одни и те же люди, каждый раз их посещают инсайты, но ничего особенно в их жизни не меняется. Таких на всех тренингах процентов 70.

Меня удручает такая картина, мне нравятся предприниматели, это люди, которые буквально меняют мир, но они топчутся на месте из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому мы и поднимаем эту проблему на страницах вашего журнала, поэтому я и принял предложение возглавить академию «МВА» и погрузился в этот вопрос, что называется, с головой. По той же причине мы с вашим главным редактором Игорем Николаевичем Петренко собираем предпринимателей в рамках «Клуба Директоров» и предлагаем начать действовать по-другому.

– Много людей откликнулось на ваш призыв?

– Большинство людей не готовы сразу принимать что-то новое, статистически настоящих «бунтарей» всего 1-3%, и отклик, который мы получили, укладывается в статистику. Основная масса предпринимателей сейчас – как сдутый мячик. Это довольно типичная ситуация для владельцев бизнеса и руководителей, которые давно занимаются своим делом.

Что мы имеем сейчас по факту:

  • большинство бизнесменов устало от бизнеса;
  • они «тупо» хотят «клиентов» и «чтобы люди работали»;
  • налицо повышенная недоверчивость к разного рода «консультантам», профессию и слово замызгали и истаскали шарлатаны;
  • люди защищают свое внимание от того, что им НЕ ИНТЕРЕСНО.

Внимание уже давно стало валютой. Информационный перегруз привел к тому, что за внимание клиентов любого бизнеса приходится бороться, но опять же – стратегий удержания внимания практически нет ни у кого. На локальном рынке крайне мало примеров реализации намерения «удержать внимание клиентов», есть цели типа «повесить один такой баннер на Некрасовском путепроводе, чтобы все сразу прибежали к нам и все купили», или «дать рекламу на радио, чтобы все про нас узнали». Так уже не работают лет 10, но рекламщикам «от бога» продолжают носить деньги любители «кнопок».

– Андрей Николаевич, вы так радикально высказываетесь, не боитесь нажить врагов в среде предпринимателей, или ваших коллег-консультантов, или маркетологов с рекламщиками?

– Знаете, мне нравится фраза, сказанная одним из моих коллег: «Мама – мой лучший друг, она мне говорит, какой я дурень, а всем рассказывает, какой я молодец». Я тоже грешен, продавал некоторое время, на заре своей консалтинговой деятельности «таблетки» и «кнопки». Но наблюдая за тем, что эта стратегия никуда не ведет моих клиентов, решил выбрать другой путь, системный.

Необходимо давать предпринимателем системное бизнес-образование, необходимо развивать стратегическое мышление, необходимо расширять понимание происходящих с бизнесом процессов. Качественных изменений невозможно достичь починкой или улучшением бизнеса, а это как раз то, чем занимается большинство предпринимателей под руководством разного рода «гуру» и «учителей». Необходима большая идея, которую мы и поднимаем сейчас на страницах вашего журнала.

– Для тех, кто не читал ваши предыдущие интервью, предлагаю в завершение сделать резюме: какую большую идею вы предлагаете нашим читателям?

– Хорошо, резюмируя два прошлых и сегодняшнее интервью, большую идею для бизнеса могу сформулировать так:

  1. Мы живем в эпоху так называемой неопределенности, в то же время мировая финансовая система и система бизнеса достаточно давно сложились. Есть всего четыре способа создавать деньги: наемный труд, самозанятость, бизнес и инвестирование.
  2. Инвестирование – это высший уровень работы с финансами. Но большинство предпринимателей не ставят себе цели достигать уровня инвестора, погрязнув в рутине и часто очень в ней скучая.
  3. Технологий наведения порядка в бизнесе очень много, и они все разного качества. Мы собрали лучшие и готовы ими делиться, первые шаги уже сделаны: прошли уже две встречи среди тех, кто заинтересован в развитии и движении в сторону инвестирования, в том числе венчурного.
  4. Все, что нужно для выхода из кризиса и для достижения любых поставленных целей, уже есть,: это ваше внимание, которое нужно направлять на системные решения проблем бизнеса, прекратив тратить время на решение тактических задач. И получать необходимые для этого систематизированные знания.

Продолжение следует


ГДЕ ВЫ, БИЗНЕС-АНГЕЛЫ?

Из последних наших действий: 16 марта мы провели вторую встречу «актива» Клуба Директоров (тех, кто откликнулся на мартовскую статью в «КД» №03 (229) «Венчурное инвестирование: утопия или реальность?»).

Тема мартовской встречи – «Первые шаги к созданию инвестиционного товарищества», обсуждение вариантов условий, план по привлечению начального капитала и поиску первых проектов для прединвестиционной прокачки.

Вячеслав Жеребятников («Мировые окна») очень интересно рассказал о своем опыте по созданию франчайзи «Велопицца» во Владивостоке. Другой участник встречи, Андрей Косолапов, поделился своим опытом по поиску и продвижению стартапов в период своей деятельности в рамках Российской венчурной компании. Похоже, что это не последняя встреча на тему «А существуют ли во Владивостоке рынок стартапов?».

В качестве домашнего задания решили разработать систему прокачки начинающих предпринимателей под надзором мэтров рынка. Присылайте свои предложения в редакцию на почту: bazar2000@mail.ru или звоните по тел: 245-40-70.

Очередная встреча пройдет 20 апреля в 14:00. Владивосток, ул. Комсомольская, 1, офис 274 (2 этаж).



Добавить комментарий

Войти через соцсети