Венчурное инвестирование: утопия или реальность?

Лучше изобрести завтра, чем переживать, что вчера было так себе
Стив Джобс

Cегодня мы продолжаем разговор о том, куда же расти современному предпринимателю с директором академии «МВА» Андреем Кравчуком.

– Андрей Николаевич, в предыдущем интервью вы пообещали нам рассказать о том, что такое венчурное инвестирование, как все работает и что нужно делать, чтобы стать венчурным инвестором.

– Начну с простого определения: венчурное (от английского слова venture – рискованный) инвестирование – это высоко рискованное, но при этом высокодоходное вложение средств в начинающиеся предприятия, успешность которых невозможно спрогнозировать. Другими словами, это форма инвестирования в компании с потенциально взрывной капитализацией с целью извлечения сверхприбыли.

– Понятно, но ведь риск потери таких вложений высок, и инвестор может даже свои деньги обратно не получить. Почему же венчурное инвестирование на западе так популярно? Вся Силиконовая долина вокруг этого выросла.

– Хочу обратить ваше внимание на то, что название Silicon Valley корректно переводится на русский только как «Кремниевая долина», слово «silicon» здесь означает именно «кремний». Кремний лежит в основе работы всей компьютерной техники, на которой и выросла эта венчурная империя. Подавляющее большинство проектов, выросших здесь, основаны на IT-технологиях.

История венчурного инвестирования насчитывает уже 60 лет. Считается, что в 1959 году появилась первая компания, создание которой было проинвестировано из венчурного капитала. Это была американская компания Fairchild Semiconductor («Фэйрчайлд Семикондактор»), которая в 1959 году впервые в мире создала интегральную схему для компьютеров (тогда еще далеко не персональных), пригодную для массового производства, и стала одной из ключевых фирм Кремниевой долины. Люди из богатых и влиятельных семей и раньше занимались высокорисковыми вложениями, но закон США 1958 года «Об инвестициях в малый бизнес» заложил основу профессиональной индустрии с теперь уже триллионными оборотами и миллиардными доходами участников.

За эти годы выработаны технологии и методы отбора, тестирования и развития начинающих компаний, которые на профессиональном языке называются стартапами (от английского start-up – запускать, вскакивать). Эти подходы снижают риск потерь инвесторов до минимума, а вероятность получить высокую прибыль приближается к 100%.

– Как это возможно? Расскажите о том, как устроена система венчурного инвестирования.

– Индустрия огромна, и в ней куча нюансов, но суть венчурного инвестирования следующая: постоянно идет сбор идей, команд, реализующих эти идеи, с последующим отбором более-менее жизнеспособных проектов. Поток таких проектов огромен: тысячи предпринимателей стремятся со своими идеями и проектами в Кремниевую долину, на специально проводимые там мероприятия.

«Специально обученные люди» отбирают проекты, которые соответствуют определенным параметрам, основные из оцениваемых направлений: команда, продукт, рынок и бизнес-модель.

Тут очень много тонкостей, но если у вас есть как минимум внятное описание компетенций вашей команды, есть понятный сформулированный продукт, определена аудитория (и она предпочтительно глобальная), есть понятная стратегия продвижения и развития, то у вас много шансов попасть в «посев».

В венчурном бизнесе очень много специфичных терминов, «посев» – один из них. Именно такая метафора объясняет статистически высокую прибыльность при относительно низких рисках. Инвесторы не вкладывают в один проект, а «засеивают» инвестициями большое «поле».

Весь процесс поделен на несколько этапов, так называемых раундов инвестирования, на каждом из которых откалываются слабейшие, и в итоге БОЛЬШИЕ деньги вкладывают уже только в самые жизнеспособные.

Примерная статистика такова: до посевных инвестиций доходит в среднем один проект из 10, а в итоге из прошедших все раунды инвестирования «стреляет» один из восьми проектов, но он перекрывает все расходы с лихвой минимум в 5-10 раз.

– Теперь понятно в общих чертах, как это работает. А есть какие-то яркие примеры, проекты, которые знают многие?

– Очень ярким примером является крайне популярный у нас мессенджер WhatsApp*. «Посевная» инвестиция в команду проекта составила «всего» 300 000 долларов за 10% доли в уставном капитале и в будущей, естественно, прибыли.

СПРАВКА:
Ян Борисович Кум (род. 24.02.1976 г. в Киеве) – американский предприниматель и программист, сооснователь и CEO мессенджера WhatsApp. Бросив университет, Кум поступил на работу в Yahoo, где познакомился с Брайаном Эктоном и работал до 2007 г. В феврале 2014 г. WhatsАpp был продан компании Facebook за 19 млрд долларов. В результате этой сделки Кум стал миллиардером (в марте 2014 года его состояние равнялось 6,8 млрд долларов, по оценке журнала Forbes) и акционером Facebook.

Кстати, это еще одно отличие венчурного инвестирования от прочих его видов: инвестор получает долю в стартапе, которую он через время продает по фактической цене, после того, как капитализация компании выросла в десятки, а иногда и в сотни раз. Но при этом инвестор разделяет риски проекта, т.е., если проект провалился, к вам не приедут коллекторы или другие бандиты, чтобы вернуть вложения инвестора (смеется).

Чтобы снизить риски еще больше инвесторы объединяются в фонды, из которых уже совместно делают «ковровые посевы». Размер фонда, из которого был «посеян» WhatsApp, «всего» 150 млн долларов.

Когда Цукерберг приобрел мессенджер за 19 млрд долларов, фонд получил свои 10% в виде 1,9 млрд долларов и перекрыл (один проект всего фонда!) вложения инвесторов в 126 раз.

– Интересный пример, спасибо! А как выглядит венчурный бизнес у нас? Насколько он успешен? Есть ли интересные проекты?

– Вы удивитесь, что во многие из известных и популярных у нас интернет-проектов и стартапов вкладывались именно венчурные капиталы.

В первой десятке за 2018 год среди российских стартапов «засветились» такие компании, как «Яндекс», чья капитализация в прошлом году составляла 12,38 млрд долларов. Не «Гугл», конечно, но в России «Яндекс» на первом месте по капитализации. Проект известен и популярен своими поисковыми и прочими сервисами, интернет-торговлей и такси.

В 2017 году «Яндекс.Такси» на территории России и пяти соседних стран объединилось с другим всемирным венчурным стартапом – Uber. «Яндекс» очень динамично развивается, осваивая новые ниши и сервисы, из интересных новинок 2018 года у них – портативная аудио система «умная колонка» «Яндекс.Станция».

На втором месте – Mail.ru Group c капитализацией 6,86 млрд доларов. Мало кто знает, но Mail.Group занимает 41% рынка доставки еды. Кроме этого, компания владеет сайтами: mail.ru, vk.com, ok.ru. Зарабатывает на соцсетях, играх и сервисах. Сервис «Юла» и международный маркетплейс Pandao тоже приносят уже ощутимый доход компании.

На третьем месте тоже известный уже по всей стране проект Avito – самая монетизированная в России доска объявлений стоимостью 2,7 млрд долларов. Ежемесячный объем продаж через этот сервис – 16 млрд рублей, и это без учета недвижимости и автомобилей. А одних только автомобилей на «Авито Авто» за 2017 год продано 2,2 млн штук на общую сумму 1,1 трлн рублей.

– Вот как, оказывается! Венчурные проекты уже прочно вошли в нашу жизнь, а мы даже об этом не подозреваем. Расскажите, пожалуйста, кратко какие еще проекты у нас в стране реализованы средствами венчурного капитала и много ли «миллиардеров» среди них?

– На данный момент только три указанных выше проекта миллиардеры, дальше идут «мультимиллионеры». Один из крупнейших интернет-магазинов на российском рынке Wildberries в 2018 году стоил $602 млн. Ежедневно в нем оформляется 100 000 заказов, на сайте представлена продукция более 7 000 брендов. За ним идут: онлайн-ритейлер одежды и обуви lamoda.ru стоимостью $454 млн, потом OzonGroup, тоже торгующие через интернет, с капитализацией в $369 млн.

Из интересных и уже знакомых и популярных проектов в первой десятке в РФ, кроме интернет-торговли, отметились: Headhunter (hh.ru) c 228 млн долларов и уже ставший всем привычным и очень полезным сервис геолокации «2ГИС», оцениваемый в $211 млн.

Несомненно, лидерами по числу проектов пока являются площадки интернет-торговли, но на пятки им наступают проекты из сфер: онлайн-образование, онлайн-знакомства, путешествия, онлайн-кинотеатры и уже упомянутый здесь поиск работы. Прогресс не стоит на месте, и цифровизация проникла практически в каждый уголок цивилизации. Тренд развития IT-проектов остается высоким, но появляются и новые направления, экологические и энергоэффективные стартапы.

– А что есть у нас во Владивостоке?

– Владивосток в этом плане очень сильно отстает от западной части нашей страны, но и у нас есть вполне интересные перспективы. Для нашего региона очень актуальны технологические стартапы, ориентированные на рынки сбыта соседних стран: Китая, Кореи и Японии.

На Дальнем Востоке система венчурного инвестирования и культура этого процесса только формируется, пока есть небольшое количество первопроходцев. Появились государственные инфраструктурные проекты: технопарки, акселераторы, бизнес-инкубаторы для поддержки этого процесса, но приживается пока все крайне медленно, большинству предпринимателей недосуг заниматься развитием проектов и привлечением инвестиций в силу «житейских обстоятельств», о которых мы говорили в предыдущем интервью.

Самое главное, что нужно понимать: система уже есть и она работает. Причем построена она не просто так: на самый верх «кто попало» не попадает. Пока вы не изучите правила игры, в круг избранных вас никто не пустит. Чтобы стать чемпионами, надо много тренироваться, но начинать надо сейчас.

– И что предлагаете делать Вы?

– Мы не только предлагаем, но и делаем. На данном этапе мы занимаемся «просветительской деятельностью». Проблема отсутствия стремления и желания предпринимателей куда-то расти и развиваться заключается в потере «смысла жизни». Ради чего большего заниматься бизнесом? Ради чего большего развиваться, образовываться, если у нас на повестке дня – выживание?

Мы размечаем пространство: а что есть сейчас, а куда мы двигаемся? Еще один из главных факторов – разобщенность предпринимателей. При всем том, что у нас целая куча сообществ, клубов и объединений, я не знаю ни одного сообщества (хотя могу и ошибаться), которое бы говорило о перспективах, формировало бы долгосрочные цели и задачи для своих участников и делало что-то для их достижения.

То, что я вижу, – это, простите за грубость, сборища жалобщиков и плакальщиков. В них стремятся бороться с насущными проблемами. Я не спорю, проблемы есть, их надо решать, но «весь фокус в том, на чем твой фокус». Другими словами, то, что вы ставите приоритетом в своем ракурсе внимания, то вы в итоге и получаете в результате своей деятельности.

Фокусируетесь на проблемах – радостно живете в этих проблемах, фокусируетесь на будущем успехе и перспективе, на долгосрочных целях – у вас гораздо больше шансов оказаться в итоге в успешном будущем.

Самое главное, что не нужно изобретать велосипед. Мировая система уже работает, надо просто взять самое лучшее и еще улучшить, русская смекалка города и страны брала всегда.

Все, что нужно для успеха у каждого из читающих эти строки, уже есть.


ЗАМИРАЕМ ИЛИ ДВИЖЕМСЯ?

Из последних наших действий:

16 февраля мы провели первую встречу «актива» Клуба Директоров (тех, кто откликнулся на февральскую статью в «КД» №02(228) «Куда двигаться предпринимателю?»).

Что успели в ходе круглого стола за 2 часа:

  1. В неформальной обстановке каждый из участников кратко рассказал об истории своего Дела.
  2. Определились с понятиями (прежде всего о стратегиях поведения и ценностях), т.е. обозначили те кирпичики, из которых будем строить все дальше (чтобы говорить на одном языке).
  • Поведенческие модели: 1) наука, 2) армия, 3) спорт, 4) политика, 5) искусство, 6) авторитет, 7) протекция, 8) шоу (сми).
  • Конфигурация ценностей: 1) деньги – 2) ценности – 3) информация (не вся, а только та, что приводит к созданию новых ценностей) – 4) статус – 5) приверженность.

В качестве домашнего задания решили поразмышлять: кто какую стратегию (поведенческую модель) использует в своем бизнесе и на каком примерно уровне видит себя в иерархии ценностей.

Господа Директора, предприниматели и все, кто уже понял, что для развития своего бизнеса прежних усилий уже не достаточно! Соответственно, и для развития территории нашего с вами проживания необходимы новые идеи.

Присылайте свои предложения в редакцию на почту: bazar2000@mail.ru или звоните по тел: 245-40-70.

Очередная встреча пройдет 16 марта в 14:00. Владивосток, ул. Комсомольская, 1, офис 274 (2 этаж).



Добавить комментарий

Войти через соцсети