Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

Хороший специалист – это публичный специалист
Из словаря управленца

Если вы чуть более подробно начнете изучать тему лидерства, то узнаете, что вместо высокого уровня IQ настоящие лидеры обладают высоким уровнем EQ – эмоциональным интеллектом. Эти люди могут не уметь выполнять работу исполнителя, но умеют делегировать, брать ответственность за результат и принимать решения. Разумеется, вы должны быть профессионалом в своей области, но без должных «мягких» навыков (soft-skills) это зачастую не приведет к масштабированию вашего успеха.

Почему-то до сих пор большинство людей думает, что успех зависит только от уровня их профессионализма. От того, насколько хорошо вы разбираетесь в своей непосредственной работе, будь вы инженером, программистом, маркетологом или швеей. Но для успешного продвижения этого, оказывается, недостаточно. Хороший специалист – это публичный специалист. Если вы профессионал, но никто об этом не знает и никто с вами не работает – какой в этом толк? Если вы отличный специалист, но не можете убедить в этом окружающих, заявить о себе на рынке, публично доносить свои идеи до других, то почему другие должны воспринимать вас успешным? Часто людям, которые хотят реализовать себя в обществе, не хватает не профессионализма, а умения быть эффективным лидером как по отношению к другим (вести за собой), так и по отношению к себе (вести себя и управлять своей эффективностью).

К сожалению, за время учебы в школах и вузах мы совсем не обрели навык самообразования, а делали то, что нам говорили делать. Вообще система образования построена так, чтобы человеку думать особо не надо, а надо просто учить, не делать ошибок – это уже давно известный всем факт. И это, кстати, самое опасное: существующая образовательная система учит бояться учиться, бояться ошибаться, бояться сделать что-то не так, иначе, чем другие. В итоге большая часть населения боится или не умеет отстаивать свою позицию и права, принимать четкие и взвешенные решения, анализировать ситуацию (перед тем, как что-то делать), ну или другая крайность – делать, а не годы размышлять о том, что стоило бы изменить в своей жизни. Как результат – очень многие люди сталкиваются с тем, что для них обучение – это ноша.

Во многих российских компаниях, в отличие от западных, руководители до сих пор две трети рабочего времени отводят на что угодно, только не на развитие персонала. Успешные компании уже давно внедрили систему обучения и развития, а наставничество – важнейшая функция любого руководителя. Без развития персонального не будет и развития карьерного.

Многие из читающих эти строки имеют свой собственный опыт от посещения различных мастер-классов, тренингов, вебинаров и т.п. Как правило, случайно выбранных и разовых, от которых ничего в их жизни и не поменялось.

Люди подвергают себя всем тренингам подряд без разбора – «авось чему-то научусь». Кто-то стоит на месте долгое время и это самое время теряет. Кто-то просто боится поверить во что-то большее, чем у него есть сейчас. Кто-то просто не верит в то, что у него что-то получится. Кто-то тратит свое время на то, чтобы возлагать ответственность за свой рост на кого угодно, кроме себя (например, на преподавателя, спикера или наставника). В любом случае у каждого человека существует огромное количество разного рода заморочек, которые мешают ему ускорить свой рост (по карьерной лестнице, в бизнесе или где бы там ни было еще).

Это старая история про то, что миром правят те, кто задает себе вопрос не «почему?», а «как?». Как мне добиться большего? Как мне научиться получать то, что я хочу? Как мне ускорить свой рост?

А истина проста: если вы реально хотите развиваться, действительно знаете, к чему и зачем вы идете (и сформулировали это), понимаете, какие навыки вам надо развить и какие инструменты вы для этого будете использовать, то результаты не заставят вас ждать.

Топ самых необходимых soft-skills компетенций

У вас уже возник вопрос: «Так а чего мне развивать-то в итоге?». Давайте перейдем к самому интересному – обзору необходимого портфеля навыков для делового человека. В этом приложении я решил представить вам самые популярные и известные навыки, которые требуются для повышения уровня персональной эффективности (корпоративного сотрудднка, управленца, предпринимателя, чиновника).

Существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills. Первые – социально-психологические навыки, которые пригодятся вам в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Вторые – профессиональные: они понадобятся вам на работе и в выполнении бизнес-процессов. Для развития навыков необходимо выбрать нужные инструменты (и не один, а два-три).

Есть еще третья сторона вопроса – личность (совокупность ваших личностных черт и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее). И конечно, нужно помнить, что никакие навыки вас не спасут, если ваша личность не подготовлена. Например, если не уважаете и не любите своих сотрудников, то навык мотивации развить не получится, пока вы не измените отношения к сотрудникам. Нельзя также научиться продавать, если вы не испытываете почтения к своим клиентам, людям и своему продукту. Первично – ваше отношение к вещам и установки, а навыки – вторичны.

Разделим компетенции по четырем основным направлениям:

1. Коммуникация (базовые коммуникативные навыки помогают вам развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими). Эти навыки нужны всем.

2. Управление собой (навыки селф-менеджмента помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы), включая управление эмоциями, стрессом, собственным развитием; планирование и целеполагание; тайм-менеджмент; рефлексию.

3. Навыки эффективного мышления (управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными), включая системное, креативное, структурное, логическое, проектное, тактическое и стратегическое мышление (для руководителей); поиск и анализ информации; выработку и принятие решений.

4. Управленческие навыки (которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями любых бизнес-процессов) включая: управление исполнением, планирование, постановка задач сотрудникам, мотивирование, контроль реализации задач, наставничество (развитие сотрудников), лидерство, ведение совещаний, подача обратной связи, управление проектами, делегирование.

Большинство бизнесов рушатся не потому, что предприниматель не нашел идеи (идеи не стоят ровным счетом ничего – большую часть идей для бизнеса уже давно придумали), а не смог ее реализовать по причине нехватки персональных компетенций.

Владислав Шипилов, предприниматель, бизнес-тренер, основатель SBA University



Добавить комментарий

Войти через соцсети