Банк России представил меры по улучшению бизнес-климата

Банк России представил меры по улучшению бизнес-климата

Высокая стоимость кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, длительные сроки рассмотрения кредитных заявок банками и высокий процент отказов не улучшают бизнес-климат. Об инициированных Банком России мерах, которые призваны улучшить ситуацию в области финансирования субъектов МСП, рассказал начальник Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации Сергей Белов.

Банк России представил в октябре дорожную карту по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В чем суть документа?

В документе выделены ключевые проблемы, препятствующие развитию финансирования малого и среднего предпринимательства, названы мероприятия, реализуемые Банком России для решения намеченных проблем, а также обозначен ожидаемый от их реализации результат. Например, предполагается, что меры по развитию кредитования для бизнеса позволят снизить операционные затраты банков и приведут к снижению процентных ставок по кредитам и росту кредитного портфеля МСП.

И какие меры предлагает Банк России?

Среди мер, призванных улучшить финансирование субъектов МСП: расширение доступа банков к участию в государственных программах господдержки МСП за счет оптимизации критериев их отбора, увеличение размеров банковских ссуд, некоторые послабления в требованиях к заемщикам – юридическим лицам. В то же время банки получат дополнительные ресурсы для повышения эффективности оценки кредитного риска – у них появится возможность обращаться к внешним организациям, чьи модели получили одобрение Банка России.

Кроме того, предусматривается развитие инструментов лизинга и факторинга и, соответственно, повышение их доступности для предпринимателей. В качестве альтернативного источника финансирования будет развиваться рынок микрофинансирования.

Определенные ожидания связаны с развитием инвестиционных платформ. Доступность финансовых услуг для МСП, в том числе в интернет-сегменте, предлагается повысить с помощью реализации концепции «цифровой клиент». Она позволит перевести некоторые этапы взаимодействия банков с их клиентами – юридическими лицами в электронный формат, тем самым ускорив обслуживание. Кроме того, планируется оптимизировать взаимодействие банков с бюро кредитных историй и Федеральной налоговой службой. Повышение финансовой грамотности субъектов МСП будет способствовать более эффективному взаимодействию последних с поставщиками финансовых услуг.

В какие сроки должны быть реализованы данные предложения?

Их реализация начнется в конце 2018 года и продлится до 2021 года. Таким образом, перед Банком России стоит задача в ближайшие три года повысить привлекательность МСП в качестве клиентов для финансовых организаций, а также за счет регуляторных новаций улучшить условия для развития финансирования субъектов МСП, увеличив тем самым долю малых и средних предприятий в объеме ВВП.

Правда ли, что на Дальнем Востоке в последнее время наблюдается качественный рост кредитного портфеля МСП, и с чем это связано?

По темпам роста кредитного портфеля МСП Дальневосточный федеральный округ занимает первое место в России. Задолженность предприятий перед банками на 1 сентября 2018 составила более 173 млрд рублей, превысив прошлогодний показатель почти на 22%. В целом же по России кредитный портфель МСП вырос на 6%.

На Дальнем Востоке по темпам роста кредитного портфеля лидирует бизнес Сахалинской области – за год объем его задолженности увеличился почти на 52%.

Самый большой кредитный портфель в ДФО приходится на предприятия МСП Приморского края – 60,4 млрд рублей. Для сравнения, в Хабаровском крае он составил 37,3 млрд рублей.

При этом кредитование МСП на Дальнем Востоке носит качественный характер. Об этом свидетельствует самый низкий уровень просроченной задолженности в стране – 6,5% против 13,7% в целом по России.

Это говорит о том, что меры господдержки на Дальнем Востоке работают. Отмечу также, что на территории Дальневосточного федерального округа с 2018 года реализуется пилотный проект по повышению финансовой доступности. В регионе, где банки из-за сложной дорожной инфраструктуры и низкой транспортной доступности закрывают свои офисы, нужно поддерживать даже самый маленький бизнес и бороться за каждого клиента, чтобы тот имел возможность получать финансовые услуги наравне с жителями больших городов.

Владивосток, декабрь 2018



Добавить комментарий

Войти через соцсети