Как не стать жертвой мисселинга

Как не стать жертвой мисселинга

18.10.2018

На финансовом рынке бывают случаи, когда «продавцы» пытаются сбыть один продукт под видом другого, предоставляя клиенту неполную или недостоверную информацию. Чаще всего с этим явлением – мисселингом – граждане сталкиваются в банках при продаже небанковских услуг. Например, клиент пришел открывать вклад, а в результате приобрел инвестиционный продукт. При этом ему не объяснили, что в отличие от вклада данный продукт не застрахован государством. Как защититься от недобросовестных продаж, рассказал начальник Дальневосточного ГУ Банка России Сергей Белов.

Как не дать себя обмануть?

Чтобы избежать головной боли и долгих судебных разбирательств, не стоит подписывать договор, не понимая его условий. Всегда нужно сделать паузу и взвесить все «за» и «против». В документе, который вам придется собственноручно подписать, все условия продукта должны быть указаны полностью.

Досконально изучите все пункты. Обратите внимание на то, с кем именно вы заключаете договор: с банком или другой организацией. В последнем случае кредитная организация выступает лишь в качестве агента. Если на какие-то вопросы вы не находите ответа, стоит обратиться за консультацией к сотруднику банка. Спросите, будут ли застрахованы ваши деньги государством. Сегодня в системе страхования участвуют только банковские вклады. Это значит, что государство вернет только те деньги, которые размещены на депозитах. И если у банка отзовут лицензию, вы сможете вернуть сумму в пределах 1,4 млн руб. Другие продукты, которые может предложить банк, не входят в систему страхования вкладов, и все риски, связанные с решением приобрести более доходный, но и более рискованный продукт, лягут на вас.

Не лишним будет уточнить, сможете ли вы вернуть деньги раньше срока, на который распространяется действие договора, или такое решение приведет к потере части дохода. Например, банки в качестве посредника иногда предлагают такой продукт как инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Если расторгнуть договор ИСЖ раньше срока, то можно получить назад не всю внесенную сумму, а значит, понести финансовые потери.

Какую работу проводит Банк России для предотвращения случаев мисселинга?

Банк России разработал определенные требования к информированию клиентов финансовыми организациями: гражданину должны объяснить все особенности продукта, который он приобретает. В настоящее время эти требования носят рекомендательный характер, но прорабатывается и вопрос о совершенствовании текущего регулирования.

С 1 января 201? года Банк России получит право проводить так называемые контрольные закупки в рамках осуществления банковского надзора. Такие действия в отношении кредитных организаций будут проводиться для проверки соблюдения предъявляемых к ней требований, без предварительного уведомления.

Надо понимать, что проблемы мисселинга возникают в том числе и из-за невысокого уровня финансовой грамотности населения. Клиенты финансовых организаций не всегда понимают, что они приобретают, зачастую пологая, например, что инвестиционный продукт является разновидностью вклада. Поэтому сегодня Банк России уделяет такое внимание вопросам финансовой грамотности. В частности, в сентябре прошлого года мегарегулятор запустил информационно-просветительский ресурс «Финансовое просвещение» www.fincult.info. Он может быть полезен потребителям на этапе выбора той или иной финансовой услуги.

Большая работа, направленная на повышение уровня финансовой грамотности, проводится совместно с Министерством образования и науки. В долгосрочной перспективе эта деятельность позволит сформировать у населения культуру потребления финансовых услуг и предотвратит многие проблемы, включая мисселинг.

Как доказать, что вам навязали ненужный продукт?

Факт того, что клиент был введен в заблуждение при подписании договора на оказание финансовых услуг, будет устанавливаться в рамках судебного разбирательства. В качестве подтверждения своих доводов можно представить аудио- или видеозапись переговоров с сотрудником банка.

Какие меры могут применяться к недобросовестным продавцам сейчас?

В случае поступления жалоб граждан на действия банков или страховых компаний Банка России проводит соответствующую проверку преддоговорной стадии отношений компании с клиентами. При выявлении фактов мисселинга представители Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России могут проводить надзорные встречи с менеджментом компании.

Поэтому, если вы считаете, что банк или другая финансовая организация нарушает ваши права, обращайтесь в Банк России. Жалобу можно направить через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru. Одновременно стоит обратиться в саму финансовую организацию, допустившую факт мисселинга и, если там проблему решить не удалось, подавать заявление в суд.



Добавить комментарий

Войти через соцсети