Как отказаться от ненужной страховки

Можно ли отказаться от ненужной страховки, которую предлагает в качестве дополнительной услуги финансовая организация, рассказал начальник Дальневосточного ГУ Банка России Сергей Белов.

С 1 июня 2016 года у покупателей страховки существует возможность отказываться от ненужной услуги и возвращать частично или полностью премию, выплаченную страховой организации. Это можно сделать в так называемый период охлаждения. Условия «периода охлаждения» должны быть прописаны в правилах страхования, в самом договоре страхования или дополнительном соглашении к нему. Если такой информации нет, это нарушение.

Сколько длится «период охлаждения»?

Сейчас «период охлаждения» составляет минимум 14 календарных дней с момента заключения договора. Это значит, что страховая компания может по собственной инициативе продлить этот период, что будет отражено в условиях договора с компанией.

Какую сумму страховой премии можно вернуть в этот период?

Если договор страхования еще не вступил в силу, вернут полную стоимость полиса. Если ваша страховка уже действует и по ней наступил страховой случай, деньги за полис вы не вернете, зато получите страховую выплату.

Если страховка уже начала действовать, но страховой случай не наступил, страховщик имеет право оставить себе часть своей страховой премии пропорционально количеству дней, которые прошли с начала действия договора. Условия возврата каждая компания указывает в договоре или правилах страхования.

Для любых ли страховок действует «период охлаждения»?

Правило действует только в том случае, если вы заключали договор как физлицо, не как организация и покупали полис добровольного страхования. Вы можете отказаться от:

  • страхования жизни, страхования от несчастных случаев и болезней;
  • страхования имущества;
  • гражданской ответственности за причинение вреда, страхования транспорта (КАСКО);
  • добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспорта;
  • добровольного медицинского страхования (ДМС).

На обязательные виды страхования, например ОСАГО, «период охлаждения» не распространяется.

Если в правилах вашей страховой компании не написано другое, вы не можете отказаться от таких видов полиса, как:

  • страхование выезжающих за рубеж;
  • «зеленой карты» (green card);
  • медицинского страхования, если у вас нет российского гражданства и вам нужно разрешение на работу или патент;
  • страхование профессиональной ответственности, если, например, вы аудитор или нотариус, без такого полиса вас не допустят к работе.

Если страховка, которую я купил мне не нужна, что делать?

Принимая такое решение, вы должны понимать, что добровольное страхование часто становится одним из условий получения кредита. Например, вместе с ипотечным кредитом обычно предлагают страхование жизни, а в дополнение к кредиту на автомобиль – полис КАСКО. Поэтому в вашем договоре может быть пункт, по которому отказ от дополнительной страховки даже по «периоду охлаждения» вызовет рост процентной ставки по кредиту или даже расторжение договора. Дело в том, что с помощью страховки банк снижает свои риски и при заключении дополнительного страхового договора может предложить более выгодные условия кредитования. Тут важно правильно оценить, что для вас экономически более выгодно.

Проверьте, подпадает ли ваша страховка под «период охлаждения». Даже если с момента подписания договора прошло больше 14 календарных дней, у вас еще может быть возможность отказаться от страховки, но лишь в том случае, если у вашего страховщика более длинный «период охлаждения».

Заявление об отказе от страховки в свою страховую компанию необходимо подавать письменно. Звонка страховщику недостаточно. Вы должны лично прийти в офис или отправить документы по почте. Форма заявления свободная. Некоторые компании для удобства клиентов подготовили специальные бланки заявлений на расторжение договора. Вместе с заявлением нужно представить:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий вашу личность;
  • банковские реквизиты, если вы хотите получить деньги на счет;
  • оригинал договора страхования и квитанцию его оплаты, если это требует компания;
  • нотариально заверенную доверенность, если действуете через представителя.

В тот же день, когда компания получила ваш отказ, договор расторгается и страховка перестает действовать.

Когда после этого мне вернут деньги?

Деньги вам обязаны вернуть в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления и пакета необходимых документов.

Если страховая компания отказывается расторгать контракт, что делать?

Если это происходит, обращайтесь с жалобой на страховщика в Банк России.



Добавить комментарий

Войти через соцсети