Клуб директоров

21
лет

906
директоров

5886
статей





Бизнес и школа: разговор с работодателем

Признаюсь, соблазн рассказать об организации, которой имею счастье руководить, был велик. Но именно потому, что эта организация - Приморский краевой институт развития образования, думаю, важнее, воспользовавшись страницами этого издания, пригласить к разговору об отношениях бизнеса и школы.

Казалось бы, для чего руководителю бизнес-организации нужно понимать, чем живет сегодня школьное образование?... Да, да именно - руководителю, а не родителю. А давайте попробуем присмотреться и увидеть буквально несколько причин.

Причина первая. Очевидная. Как говорил известный государственный деятель, «кадры решают все». Для любого руководителя, думающего об успехе своего дела, принципиально важным оказывается вопрос о том, какие специалисты в обозримом будущем станут ресурсом развития его организации.

Сравнительно недавно мне довелось выступать с докладом по проблемам профессионального образования в Приморском крае перед весьма солидной аудиторией. Однако вновь и вновь, даже в столь уважаемом сообществе столкнулась с позицией, что это просто школа плохо организует профориентационную работу, и дети выбирают не те профессии. Пришлось объяснять, что современные выпускники школ зачастую выбирают даже не профессию, а образовательную организацию, где они хотели бы продолжить учиться. Собственно, профессиональное образование - это лишь видимая часть большого айсберга под названием «профессиональное самоопределение», состоящего из кристаллов личности человека, выбирающего свой путь.

Выбирать профессию значит выбирать себя. Не помню автора, но кто-то замечательно сказал: «Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим!». В настоящее время проступают черты новой модели профессионального самоопределения в образовании. Ее суть в том, что сегодня надо видеть системно-личностные, жизненные и карьерные выборы человека, а не только знакомить с профессиями. Сегодня необходимо ориентировать на профмобильность, полипрофессионализм, транспрофессионализм. Работу по организации профессионального самоопределения важно строить на анализе перспективных рынков труда, воспитании и обучении новым умениям: конструировать свои жизненные маршруты, делать собственные карьерные выборы, быть готовым к репрофессионализации и приобретению новых навыков на протяжении всей жизни, уметь учиться.

Поэтому, если уважаемые работодатели рассчитывают, что современные школьники выбирают профессию раз и навсегда, то это не так. Выбор делается легко и осознанно? Опять же, нет. Поэтому не всегда приходящие к вам молодые специалисты оправдывают ожидания.

Причина вторая. Неочевидная. Логично возникает вопрос, а чему же тогда сегодня учат в современной школе и чего ждать от ее будущих выпускников? Да, мир меняется с поразительной скоростью и то, что еще вчера казалось актуальным или вечным, сегодня не выдерживает критики и отправляется на свалку истории. Как и многие другие сферы нашей жизни, образование формулирует и решает задачи, направленные в завтрашний день. Школьная программа в традиционном ее виде также претерпевает изменения. На первый план, помимо базовых навыков, функциональной грамотности, выходят навыки креативности, критического мышления, сотрудничества, умение нестандартно решать задачи и работать в команде. Школьный предмет является не целью, а средством развития тех качеств личности, навыков поведения и самореализации, которые помогут молодому человеку успешно выстроить свою жизнь, профессиональную в том числе. Большинство современных выпускников отличает здоровая амбициозность и мобильность.

Причина третья. Вновь неочевидная. Школа - социальный партнер для развития бизнеса. Понимаю, что вряд ли руководитель бизнес-организации всерьез рассматривает школу как своего социального партнера. А между тем именно в школе может быть создана среда, в которой сформируются будущие успешные предприниматели, которые впоследствии оправдают ваши ожидания. В вузе уже может быть поздно. Разумеется, школьный учитель, не являющийся носителем опыта предпринимательской деятельности, не решит эту задачу эффективно. Как показывает опыт передовых образовательных систем мира, бизнес-сообщество сегодня заходит в школу с образовательными проектами, создавая соответствующую среду. В России такая практика тоже постепенно начинает складываться. Хотелось бы надеяться, что и Приморский край, где сегодня, по словам П.Г. Щедровицкого, предпринимательская активность выше средней по стране, станет территорией реализации партнерских образовательных проектов для школьников.

Разумеется, я не призываю стройными рядами бизнесменов направляться в школу. Это нереально и не нужно. Но, когда школа предлагает подключиться к программам, например, «Я - будущий предприниматель» и тому подобным, не спешите отказывать. Не пожалеете!

РАЗВИВАЯ ОБРАЗОВАНИЕ, МЫ ПРИБЛИЖАЕМ БУДУЩЕЕ!


Григорьева Елена Алексеевна

Должность:
к.п.н., доцент, ректор ГАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования»

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь