Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



Певец волны и славы Дальнего Востока

Певец волны и славы Дальнего Востока

28 июня 2018 г. в 18-00 в малом зале Дома офицеров ТОФ открылась Памятная персональная выставка «Певец волны и славы Дальнего Востока», посвященная 70-летию со дня рождения известного художника-мариниста В.И. Шиляева. Выставка продлится до 6 августа. Вход свободный, с 10.00 до 18.00.


Валерий Иванович Шиляев - член находкинского отделения ВТОО «Союз художников России», Российской ассоциации художников-маринистов и общественной организации «Владивостокское Морское собрание», живописец, график, прикладник, маринист, портретист.

 

Родился художник в Кировской области в селе Шаранга, окончил художественное училище в Челябинск-65, став специалистом по художественной обработке металлов. В юности на него произвели сильное впечатление картины великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, когда Валерий Иванович впервые попал на выставку его картин в музее в Феодосии. Море и все, что связано с его историей, стало настоящей страстью молодого художника, он собрал коллекцию различных изданий на морскую тему, опубликованных с XVI века, изучал маринистическую живопись русской и европейской школы разных эпох. Более 10 лет Валерий Шиляев работал в Крыму.

В Приморье Валерий Иванович приехал в 1982 году. Он был потрясен красотой Тихого океана, полной безмятежной свободы, мифологической землей с первозданной природой, почти нетронутой цивилизацией. Его восхищение и впечатления просились на холст, и именно тогда, чтобы обрести умение «честно передать» воду, он пошел работать в море и постоянно наблюдал с борта судов и кораблей морскую стихию. Изучив опыт лучших традиций отечественной маринистики и используя свой художественный взгляд, В.И. Шиляев достиг высочайшего мастерства и приобрел собственную, присущую только ему манеру передачи моря.

Работал художником Преображенской базы тралового флота, был художником по проектированию и оформлению судов МДВМ и ВБТРФ, стал одним из создателей рекламного агентства ДВМП «Феско-дизайн» во Владивостоке. В последние годы Шиляев жил и работал в поселке Преображение Лазовского района.

Выставка является ретроспективной, включает в себя около 30 произведений, морских пейзажей, созданных автором в разные периоды творчества начиная с 1998 г. и заканчивая 2017 г. Их тематика традиционно раскрывает историю Дальнего Востока, прославляет тяжелый труд моряков-рыбаков, героический Российский военно-морской флот.

Большая часть представленных работ из частных коллекций - это живопись и графика.

Реалистическое искусство мастера понятно и открыто всем людям. Оно рождает в человеке стремление к гармонии и красоте, благородству мыслей и поступков. Способствует раскрытия созидательного начала в каждом, формирует патриотическое, нравственное мировоззрение у подрастающего поколения и сохраняет историческое наследие.

Имя Валерия Ивановича Шиляева, художника-мариниста, новатора в морском жанре широко известно в России и за ее пределами. За вклад в сохранение историко-культурного наследия автор неоднократно отмечен государственными и правительственными наградами. Среди них медаль «300 лет Российскому флоту», 1999; медаль «100 лет подвигу «Варяга» и «Корейца», 2005; национальная премия и серебряная медаль в области современного изобразительного и декоративного искусства России издательства «Русская галерея - XXI век» в номинации «Марина», 2009 и др.

Современное искусство разнообразно. Однако Шиляев не космополит. Это художник русский по своей натуре, шедрой и открытой. В постмодернистскую эпоху он не перестроился, а стал одним из тех серьезных и талантливых живописцев, которые связаны между собой внутренней установкой на уважение к отечественной художественной традиции, на обращение к человеку с нравственными вопросами.

Продолжая традиции морского пейзажа и батальной живописи, заложенные И.К. Айвазовским, Валерий Иванович работает в манере, близкой позднему академическому романтизму русской живописи середины XIX века. Одновременно он использует художественный опыт всей маринистической живописи - русской и европейской.

В традициях старых мастеров

Бытование дальневосточной маринистики насчитывает уже полтора столетия. В 1865 году во время кругосветного путешествия на транспорте «Гиляк» Владивосток посетил Федор Федорович Боганц (Ф.Г. Баганц, 1864-1873) - художник  I степени, учитель рисования Морского кадетского корпуса, живописец, мастер пейзажной акварели. Он оставил нам виды Японского моря и два вида Владивостока. После него на Дальнем Востоке России работал Василий Васильевич Игнациус (1854-1905) - русский морской офицер, капитан I ранга, герой Цусимского сражения, художник-маринист, рисовавший корабли императорского флота. Четверть века писал пейзажи тихоокеанского побережья России и ледоколы ДВМП Николай Максимович Штуккенберг (1880-1937) - капитан дальнего плаванья, бывший вольнослушатель Петербургской академии художеств и самый значительный маринист своего времени на Дальнем Востоке. Более сорока лет писал море и корабли Павел Павлович Куянцев (1912-1997) - капитан дальнего плаванья ДВМП, художник-акварелист, а после него - народный художник России Иван Васильевич Рыбачук (1921-2008), рекомендовавший Валерия Ивановича Шиляева в члены Союза художников России как мариниста и большого труженика в искусстве.

До Шиляева никто из дальневосточных маринистов не ставил перед собой задачи выразить через морской пейзаж историю Тихоокеанского флота. Валерий Иванович целенаправленно сделал это первым, протянув цепь преемственности лучших традиций отечественной маринистики из XIX в XXI век.

В творческом наследии художника можно выделить несколько тематических серий: «Цусима - история русско-японской войны», «История исследования ДВ русским флотом (XVII-XX века)», «Исследование Амура русскими первопроходцами», «История Сибирской флотилии и её роль в исследовании ДВ», «История героической обороны Петропавловска-на-Камчатке в Крымской войне 1853-1855 гг.», «История дипломатических отношений через русский флот» (серии «Цесаревич», «Испания», «Япония», «Китай», «США»), «Классический морской пейзаж», «Рыбацкий и торговый флот - история и современность», «Маяки южного Приморья», «Этюдный материал, связанный с поездками по ДВ и Юго-Восточной Азии».

В рыбацком поселке Преображение Лазовского района Приморского края, на берегу бухты Соколовской, стоит небольшое двухэтажное здание, напоминающее корабль. Его создал Валерий Шиляев, подражая Ивану Айвазовскому, родоначальнику русской маринистической школы, построившему дом в Феодосии на берегу Чёрного моря. Мастерская Валерия Ивановича находится на первом этаже. Во время шторма здесь слышен шум прибоя. Три десятка лет вел он свой нескончаемый рассказ о Тихом океане и его кораблях, представляя в картинах живое лицо русской морской славы на Дальнем Востоке. 

Шиляева называют приморским Айвазовским. Это определение, ставшее расхожим, довольно точно характеризует его - и как человека, и как художника. Ибо его жизнь и творчество представляют собой удивительный сплав несоединимого.

Большинство произведений Валерия Ивановича посвящено истории открытия, исследования, освоения и защиты Дальнего Востока русскими военными моряками. Мастер любит предельно лаконичные, но максимально наполненные содержанием фрагментарные композиции, приближающие к зрителю море и корабли. Запечатленные, как правило, в профиль суда у него всегда по-разному сочетаются с водной стихией, небом и землей.

Работая с темой «смотра» русского тихоокеанского флота второй половины XIX - начала XXI веков, художник стремится дать зрителю не только достоверно документальную, почти «портретную» информацию о каждом конкретном корабле вместе со страницей его истории, но и возможность эмоционального переживания, восторженного любования художественным образом. В некоторые произведения, такие как «Шхуна «Восток» в бухте Святого Преображения», «Порт Владивосток ранней осенью 1860 года», «Вынужденная высадка», «Транспорт «Байкал» в проливе Невельского», «Бухта Провидения. 1875 год», через стаффажные фигуры людей вносятся мотивы бытового жанра.

31 марта 1904 года, в самом начале Русско-японской войны, при взрыве броненосца «Петропавловск» погиб знаменитый мастер батальной живописи Василий Васильевич Верещагин. В Порт-Артуре он мечтал написать морское сражение русских и японских кораблей, но не успел. Сто лет спустя эту задачу выполнил другой русский художник - Валерий Иванович Шиляев, посвятивший огромный цикл картин Русско-японской войне и жестокому Цусимскому сражению, величайшей в истории битве на море.

Над серией марин, посвящённой русским и японским кораблям, принимавшим участие в войне 1904-1905 года, художник работал около двадцати лет (1987-2006). 34 произведения, созданные им в 1987-1996 годах, экспонировались во Владивостоке на персональной выставке в Приморской картинной галерее к юбилею 300-летия Российского флота.

Валерий Шиляев вряд ли смог бы в столь полной мере реализоваться как художник-маринист, да и просто выжить в сложные годы перестройки без материальной помощи и духовной поддержки со стороны спонсоров, ставших друзьями: Олега Николаевича Кожемяко (губернатора Сахалинской области, директор ПБТРФ) и его команды, Анатолия Харитоновича Лобко (директора ассоциации «Империя мебели»), Сергея Васильевича Вялых (адвоката), Олега Геннадьевича Колядина (мэра города Находки с 2004 по 2016 г.), Ларисы Дмитриевны Белобровой (актрисы театра и кино, известный российский общественный деятель, заслуженная артистка РФ). Они заказывали и покупали картины, оказывали помощь в организации выставок в городах Дальнего Востока и за границей, а также лечении художника в южнокорейском городе Пусан в течение последних трех лет.    

Валерий Шиляев - активный участник художественных выставок всех рангов: городских, краевых, региональных, республиканских, зарубежных и персональных. Вдохновителем и организатором его арт-проектов является жена, Светлана Владимировна Шиляева (арт-менеджер, психолог, инструктор по физкультуре и спорту).

В 2010 году передвижная выставка «На Тихом океане», организованная ею, экспонировалась во Владивостоке, Артеме и Находке. После нее Валерий Иванович был принят в Союз художников России. В следующем году (2011, год России в Испании) его выставка «Морские страницы двух океанов» экспонировалась в Испании (Таррагона, Севилья, Бильбао), а выставка «Русский Восток. От Амура к Тихому океану», посвященная 155-летию Благовещенска, - в Амурском областном краеведческом музее им. Г.С. Новикова-Даурского и в Хабаровском краеведческом музее им. Н.И. Гродекова. В апреле 2014 Камчатский художественный музей принял выставку «Великие страницы истории Дальнего Востока», посвященную 160-летию героической обороны Петропавловска-на-Камчатке от англо-французской эскадры в годы Крымской войны (1854-1855). В 2017 г. выставка «Дальний Восток, история открытия и освоения» экспонировалась в Сахалинском государственном художественном музее.

Произведения Валерия Ивановича Шиляева находятся во многих музеях и частных коллекциях России, Польши, Испании, Швейцарии, США, Японии, Китая, Республики Корея, Германии, Королевства Бахрейн.

Людмила Варламова

 


Петренко Игорь Николаевич

Должность:
Главный редактор "Клуба Директоров"
Образование:
высшее 1977-1982 Дальневосточный государственный университет (океанология) 1985-1990 Хабаровское училище искусств (фортепиано).

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке