ОСАГО: планируемая либерализация цен и другое

На прошлой неделе Центральный Банк (ЦБ) вновь обнародовал очередные проекты документов касательно ОСАГО. В данном случае речь ведется о достаточно серьезном изменении – введении тарифного коридора и ряде иных аспектов.

1. Предлагается, во-первых, верхнюю границу взносов повысить на 20% для всех транспортных средств (ТС), кроме мотоциклов и мотороллеров (для них она снизится на 10,9%), а также легковых автомобилей юридических лиц (снижение на 5,7%). Так, для автомобилей категории B и BE юрлиц минимальное значение составит 2058 руб. (вместо нынешних 2573 руб.), а максимальное – 2911 руб. (сейчас 3087 руб.). Для автомобилей этих же категорий физлиц и ИП минимальная ставка будет равна 2746 руб. (сейчас – 3432 руб.), а максимальная – 4942 руб. (сейчас – 4118 руб.). Для автомобилей этих категорий, используемых в качестве такси, ставки будут составлять 4110 руб. и 7399 руб. (сейчас – 5138 руб. и 6166 руб. соответственно).

Регулятор полагает, что эти изменения позволят страховщикам более индивидуально подойти к определению страхового тарифа на каждой территории использования автомобиля, устанавливая дифференцированные страховые тарифы в зависимости от степени аварийности водителей того или иного региона.

С одной стороны, данный шаг назрел давно: чем гибче будут тарифы, тем более справедливой должна стать цена. Аккуратные и добросовестные водители должны получить существенную скидку с сегодняшних платежей, а вот для системно попадающих в аварии и нарушающих ПДД автовладельцев – ровно наоборот – необходимо заметное удорожание стоимости ОСАГО. Если все так, то приобретение полисов ОСАГО должно стать наконец-то доступным и простым делом, а интересы обеих сторон объективно удовлетворены (именно так сегодня обстоит дело в добровольном страховании ТС и, совершенно разумно использовать данный опыт). Безусловно, остается опасения, что «водители-нарушители», которых не очень желает кто-либо страховать даже по высоким тарифам, с появлением нового ценообразования, могут уйти в «тень» (покупать поддельные полисы, либо вовсе отказаться от их покупки). Но это уже другая история…

2. Указание ЦБ также предусматривает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ). Планируется перейти на годовой порядок его расчета (сейчас КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО). Это приведет к большей простоте и прозрачности в применении данного коэффициента, снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, а также позволит исключить случаи сдвоения КБМ.

По ожиданиям ЦБ, новый подход позволит закрепить страховую историю за каждым водителем (сейчас в ряде случаев человек может иметь один КБМ как водитель и еще один – как владелец авто) и исключит случаи обнуления страховой истории автовладельца.

Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ. Это существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО, считают в ЦБ.

Однако, при всей очевидности плюсов «привязки» полиса ОСАГО к водительскому удостоверению, а не к конкретному авто (действительно, имеешь водительское удостоверение – управляй любым ТС в рамках закона, и не надо покупать 5 полисов!) Например, в семье есть 5 человек с правами, а автомобиль всего один – старенькая «Королла» (семья обычная, с невысоким достатком). В этом случае каждому придется покупать персональный полис ОСАГО, а не как ранее – один на автомобиль!

Кроме этого, в момент вступления в силу этих изменений (1 января 2019 г.) всем водителям, у которых в базе данных Российского союза страховщиков числится более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений.

3. Нововведения коснутся коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя (КВС). ЦБ введет более детальную градацию КВС, увеличив количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни (50 ступеней вместо действующих 4). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных – повышены в пределах 4,5%. Эти изменения направлены на установление более обоснованной стоимости полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя, отмечает регулятор.

Реформу ОСАГО планируется провести в три этапа.

Первый этап – расширение тарифного коридора по ОСАГО на 20% вверх и вниз, а также реформа КБМ и коэффициента возраста-стажа.

Второй этап реформы предполагает установление индивидуальных тарифов для каждого водителя. Сейчас рассматриваются разные предложения в этом направлении. Многие сегодня покупают полисы ОСАГО у агентов. В связи с этим ЦБ считает нужным создать реестр таких агентов, разработать стандарты их деятельности и проводить обучение. Страховые компании на своих сайтах должны будут разместить калькуляторы с примером расчета тарифа по аналогии с банковскими депозитами.

Третий этап – полная либерализации ценообразования по ОСАГО. В результате автовладелец должен получить ту цену полиса, которую он заслуживает.

Что ж, поживем – увидим.



Добавить комментарий

Войти через соцсети