Что делать, если финансовые организации нарушают ваши права

Люди все активнее пользуются услугами банков и микрофинансовых организаций, страховыми и инвестиционными инструментами. Финансовые услуги и способы их предоставления динамично развиваются. При этом между финансовыми организациями и их клиентами порой возникают спорные ситуации. Если это произошло, клиент вправе обратиться в Банк России, который контролирует всех участников финансового рынка.

Официальное обращение – жалоба – дает шанс урегулировать ситуацию, не доводя дело до суда. При этом можно одновременно обратиться в саму финансовую компанию, а также в суд и в Банк России, который является мегарегулятором финансового рынка.

В настоящее время Банк России продолжает реализацию проекта «Жалоба как подарок». Регулятор рассматривает потребительскую жалобу не только как предмет разбирательства, но и как важнейший источник информации для мониторинга состояния финансового рынка и его отдельных субъектов. В конечном итоге активное реагирование потребителя финансовой услуги на ее качество должно вести к улучшению тех услуг, которые предлагает сегодня финансовый рынок.

В Банк России можно пожаловаться на любую финансовую организацию, имеющую лицензию или входящую в государственные реестры, включая брокеров, биржи, потребительские кооперативы, инвестиционные фонды, страховые организации, бюро кредитных историй и т.д. Также в Банк России можно обратиться по поводу акционерных обществ (АО), если они нарушают ваши права как акционера, и обществ с ограниченной ответственностью (ООО), если они уклоняются от созыва общего собрания, проводят его с нарушениями закона или другим образом ущемляют ваши интересы. Деятельность нелегальных организаций, не имеющих лицензии и не входящих в соответствующие реестры, мегарегулятор не контролирует. Проверить статус финансовой организации можно на сайте Банка России www.cbr.ru.

На некоторых финансовых рынках, например микрофинансовом, страховом, на рынке потребительских кооперативов, существует институт саморегулирования. Членство в саморегулируемых организациях является обязательным для участников этих рынков. Поэтому жалобу на деятельность микрофинансовой, страховой организации или кредитного потребительского кооператива можно направить в соответствующую саморегулируемую организацию.

Кроме того, потребителю следует обратиться в саму финансовую организацию для того, чтобы предоставить ей возможность оперативно решить возникшую проблему.

В сложных ситуациях разбирается Банк России и при необходимости выдает организациям предписания об устранении нарушений. Если компании не реагируют в установленный срок, Банк России составляет протоколы об административных правонарушениях. Далее он либо передает их в суд, либо рассматривает и выносит решение сам.

Существует также особая категория споров между финансовой организацией и ее клиентом – гражданско-правовые споры, вытекающие из условий договора, заключенного между конкретным потребителем и финансовой организацией. Полномочиями по разрешению таких споров наделены только судебные органы, и Банк России не может способствовать их урегулированию.

Жалобу нужно составлять как можно подробнее. Сформулируйте цель обращения. Постарайтесь максимально четко изложить суть жалобы.

В тексте необходимо указать всю имеющуюся информацию: сведения о юридическом лице, в отношении которого подается жалоба, данные о заявителе – Ф.И.О., место жительства, почтовый адрес или адрес электронной почты, на который придет ответ.

Укажите также номер договора оказания услуг и дату его заключения; номер страхового полиса и реквизиты водительского удостоверения – в жалобе по вопросам автострахования; номер СНИЛС – в жалобе на деятельность негосударственного пенсионного фонда; приложите выписку из ЕГРЮЛ – в жалобе на деятельность обществ с ограниченной ответственностью. Укажите дату составления обращения.

Дополнительно можно приложить копии любых документов, подтверждающих обоснованность жалобы. Если подтвердится, что финансовая организация нарушила ваши права, компании может быть направлено предписание, наложен штраф или применены другие меры.

Подать обращение можно через интернет-приемную, заполнив форму на сайте Банка России. Когда типовая жалоба или вопрос поступает через интернет-приемную, ответ возможно получить в тот же день. Заметим, что стандартный срок рассмотрения обращения – 30 дней со дня его регистрации. Иногда, если нужно запросить документы у финансовой организации, срок может увеличиться до 60 дней.

Подача обращения в электронном виде без использования факсов и почты существенно облегчает подготовку ответов. В интернет-приемной вы четко выбираете тему жалобы, продукт и тип проблемы. С такой структурированной жалобой работать значительно проще: сокращается время на первичную обработку, и она быстрее поступает в нужное подразделение.

Проинформировать Банк России о возникших проблемах можно также по почте (адрес указан на сайте Банка России) или по телефону горячей линии контакт-центра: 8-800-250-40-72.

Отдел по связям с общественностью Дальневосточного ГУ Банка России



Добавить комментарий

Войти через соцсети