Стратегический менеджмент и XXI век, или 4-ое пространство

Начало года, века, тысячелетия – когда еще найдется столь удобное и уникальное по совпадению трех, на порядок отличающихся друг от друга исторических временных интервалов, когда можно вернуться в век ушедший – пока еще так недалеко, уточнить позиции и возможности дня сегодняшнего, попробовать заглянуть, насколько это удастся, в будущее. Думаю, что 2001 год может и должен стать годом, в котором процессы РЕФЛЕКСИИ прошлого, ОМЫСЛЕНИЯ настоящего и ПРОЕКТИРОВАНИЯ будущего будут наиболее рельефны и продуктивны для всех, кого волнуют проблемы неэффективности государства российского.

Размышление о XXI-ом веке, одним из величайших достижений которого явилось оформление уникальной науки об управленческой деятельности – МЕНЕДЖМЕНТЕ, следует строить исходя из логики эволюционирования трех деятельностных пространств, принципиально отличающихся и, одновременно, содержательно дополняющих друг друга.

Известно, что МЕНЕДЖМЕНТ как наука сформировался на базе НОТ (Научной Организации Труда) в начале прошлого века. Имена основоположников НОТ Фредерика Тэйлора, Генри Форда, Анри Файоля и других, увы, незнакомы, как это ни странно, многим российским студентам, изучающим современный менеджмент. Я уже не говорю о фамилиях наших российских специалистов по НОТу – Петре Капитонове и Алексее Гастеве – их вообще никто не знает, но это очередное подтверждение известной российской поговорки “В своем отечестве пророков нет”. Да бог с ним, с пророчеством, мы ведь давно уже строим логику государственного развития на слепом копировании чужого опыта. Однако именно мировой опыт становления управленческой науки учит тому, что невозможно КАЧЕСТВЕННО учить менеджменту не давая базовых знаний о НОТ, не рассматривая всей глубины и тонкостей содержания понятий: ТРУД, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ и многое другое.

Качественный переход из пространства МЕНЕДЖМЕНТА (1) в МАРКЕТИНГООРИЕНТИРОВАННОЕ пространство (2) произошел в 30-40 гг. по мере того, как Рынок Продавца сменился Рынком Покупателя, а вялотекущие процессы мирового развития благодаря научно-технической революции стали более динамичными. В результате мировой хозяйственный рынок насытился товарами и стал КОНКУРЕНТНЫМ. Маркетинг же в изменившейся ситуации выступил в качестве НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ и оформил острую необходимость предприятий не только в НОВЕЙШИХ технологиях рыночного мониторинга, но и в технологиях осуществления существенных изменений в КАЧЕСТВЕ менеджмента, позволяющих постоянно ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ в рыночном пространстве в поисках конкурентных преимуществ.

И, наконец, граница 70-80 гг. XX-го века – промежуток времени, в котором произошла смена управленческой парадигмы от утверждения “МИР ПРЕДСКАЗУЕМ” до утверждения “МИР НЕПРЕДСКАЗУЕМ”. Непредсказуемость настоящего мирохозяйствования проявляется в динамике процессов информатизации, интернетизации, интеллектуализации и прочих “:заций”, смысл которых сводится к формированию качественно иного, чем маркетинго- ориентированное пространство – пространства СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. Необходимо отметить, что технологию управления в условиях неопределенности и хаоса мирохозяйственных процессов приходится осваивать сегодня как менеджерам экономически развитых государств, так и государствам выживающим, каковым является Россия. При этом, для России ПРОСТРАНСТВО № 3 представлено многослойным “управленческим пирогом”, состоящим из множества пространств – “МЕНЕДЖМЕНТА”, “МАРКЕТИНГА”, “СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА”, дополненного в силу невысокой управленческой культуры российского общества пространством “ПЕЩЕРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА”, означающего наличие достаточно большого количества предприятий, научившихся хозяйствовать в “серой” экономике на основе обмана государства и покупателей, запугивания сотрудников, кримина- лизации хозяйственной деятельности и т.д.

Источники качественных переходов из ПРОСТРАНСТВА в ПРОСТРАНСТВО находились в так называемых “ЗОНАХ СМЕРТИ”, в которых оказывались предприятия в силу многих обстоятельств. Так или иначе, они были вынуждены в поисках выходов из сложившейся ситуации, что называется, “прыгнуть выше головы”. Выбирая между “смертью” и “жизнью” предприятия они находили в себе такой потенциал, который, будучи включенным в реальный хозяйственный процесс, способствовал выходу в пространство НОВОГО КАЧЕСТВА.

Характеристические признаки обозначенных пространств (Табл. 1). могут стать основой программирования развития российского менеджмента в XXI- ом веке и являются основой для проектирования его НОВОГО КАЧЕСТВА. Прогнозы специалистов по менеджменту, зарубежных и отечественных, сводятся к утверждению КЛЮЧЕВОЙ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ – КАЧЕСТВА. При этом в основе этого КАЧЕСТВА лежит КАЧЕСТВО СОТРУДНИКА. Ключевой технологией 4-го пространства станет ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ предприятия на основе перманентного САМООБРАЗОВАНИЯ. Именно поэтому термин “САМООБУЧАЮЩЕЕСЯ предприятие” , все чаще появляется в публикациях ученых и практиков и на первый план выдвигаются ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ технологии, базирующиеся на утверждении:

“Не всегда есть уверенность в том, что то, что мы делаем по-другому, может стать лучшим, но если мы хотим сделать что-то лучше, чем то что есть, то это надо делать по-другому”

Какими могут быть сегодня шаги российских предприятий к успеху?
Шаг 1 – Научиться называть вещи своими именами, т.е. определять место своего предприятия в сложившемся пространстве “СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА”. (3)
Шаг 2 – Разработать СТРАТЕГИЮ выхода своего предприятия на новый уровень КАЧЕСТВА и очертить траекторию движения из слоя в слой.
Шаг 3 – Поместить себя в “ЗОНУ СМЕРТИ”. Каждый из этих шагов не прост, но решающим будет Шаг 3. Тот, кто сумеет его сделать – ПОБЕДИТ!!!



Добавить комментарий

Войти через соцсети