О пропорциональном регулировании и других нововведениях в банковской системе

С начала 2018 года Банк России переходит к пропорциональному регулированию банковской системы. В течение года банки должны будут принять решение: либо увеличить капитал до 1 млрд рублей и работать по универсальной лицензии, либо перейти на базовую лицензию c минимальным размером капитала – 300 млн рублей. Переходный период будет завершен к 1 января 2019 года.

С 1 июля 2017 года, после внесения изменений в соответствующие законы, все банки автоматически получили статус банков с универсальной лицензией независимо от размера капитала. Новые виды лицензий на осуществление банковских операций, базовые и универсальные, не подлежат автоматической замене. При замене лицензии ее номер сохраняется. Он идентичен регистрационному номеру банка, присвоенному регулятором. Для банков с базовой лицензией к этому номеру добавится с проставлением через знак «-» буквенное обозначение «Б».

Процедуры по увеличению капитала или изменению статуса банка с универсальной лицензией, имеющего капитал менее 1 млрд, на банк с базовой лицензией должны быть завершены к 1 января 2019 года.

Банки с базовой лицензией и капиталом от 300 млн рублей получат существенные регуляторные послабления, для них будут действовать упрощенные требования к раскрытию информации и упрощенный порядок отчетности, предъявляемой в Банк России.

Базовая лицензия не позволяет осуществлять банкам такие операции, как размещение денежных средств, привлеченных во вклады, размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий иностранным клиентам, открытие банковских счетов в иностранных банках за исключением счетов, открываемых в целях участия в международной платежной системе, и некоторые другие.

Кроме того, банки с базовой лицензией могут совершать операции и сделки только с высоколиквидными рыночными финансовыми инструментами Московской биржи. Это ограничение введено в целях минимизации рисков банков с небольшим капиталом.

Для банков с базовой лицензией предусмотрен переходный период, в течение которого будет разрешено осуществлять не предусмотренные этим видом лицензии банковские операции и сделки, до прекращения действия ранее заключенных договоров, но не более 5 лет с даты изменения статуса банка, по кредитным договорам до истечения срока их действия.

В тоже время банки с базовой лицензией в течение года с даты изменения статуса должны закрыть банковские счета в иностранных банках, открытые не для целей участия в иностранной платежной системе.

Что касается системно значимых банков, на которые приходится свыше 60% активов российского банковского сектора, то для них сохраняются все действующие регуляторные нормативы и вводятся новые дополнительные требования в соответствии с международными стандартами.

Таким образом, банки получат адекватное объему и сложности проводимых ими операций регулирование. Сегодня малым и региональным банкам тяжело конкурировать с большими в привлечении ресурсов, и на них ложится большая регуляторная нагрузка. Дифференцированный подход будет способствовать повышению доступности финансовых услуг для населения и созданию равных конкурентных условий для банков. При этом переходный период позволит подготовится к работе в новых условиях и банкам, и их клиентам.

Также c 1 квартала 2018 года для всех банков Агентство по страхованию вкладов увеличивает базовую ставку взносов в фонд страхования вкладов с 0,12 до 0,15% расчетной базы (среднего остатка вкладов за квартал).

Кроме того, с 1 марта 2018 года уполномоченные банки не будут требовать от российских предпринимателей-экспортеров оформления паспортов сделок, а также справок (учетных форм) о валютных операциях. Такие изменения предусмотрены инструкцией Банка России, цель которой – снизить нагрузку на бизнес в части оформления документов валютного контроля.

Вместо требования об оформлении паспорта сделки в банках вводится порядок постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров. Срок для проведения банками такой процедуры сокращается до одного рабочего дня. Согласно инструкции, для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов, который изначально не требует представления самого контракта.

Сумма обязательств, при которой необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам, увеличена более чем в два раза, до 6 млн рублей (в настоящее время – 50 тыс. долларов США). По импортным контрактам пороговая сумма постановки на учет сохранена в размере 3 млн рублей.

Такие изменения перераспределяют нагрузку в части валютного контроля с участников внешнеэкономической деятельности на уполномоченные банки, что позволит снизить издержки клиентов банка. Важно отметить, что указанные изменения сокращают количество оснований для привлечения участников внешнеэкономической деятельности к административной ответственности.



Добавить комментарий

Войти через соцсети