Обращаемся ко всем, кто столкнулся с проблемами в строительной отрасли. Давайте соберем Круглый стол и обсудим ситуацию. Поодиночке мы точно ничего не сможем решить. Свои предложения отправляйте по адресу: polkinasv@yandex.ru. Звоните по тел: 258-36-28 (Светлана Васильевна) и (423) 245-40-70 (редакция «КД»)
Геноцид строительной отрасли
На очередном витке борьбы с коррупцией Россия решила воспользоваться опытом западных соседей и перевести систему госзакупок на рельсы тендеров и аукционов. С первого взгляда, инициатива выглядела здравой. Тендер представляет собой добровольное и свободное соревнование поставщиков за получение заказа. В процессе открытого конкурса они соревнуются, предлагая заказчику более и более привлекательные условия. Заказчик в выигрыше: он не тратит время на поиск и сравнение предложений, получает товар или услугу минимум со скидкой в 10-15%, защищен от рисков, связанных с постоплатой. Только вот на практике доброе начинание обернулось дорогой в ад. Особенно это коснулось строительной отрасли, которая в последние годы переживает кризис.
Согласно правилам побеждает поставщик, предложивший максимально низкую цену, следовательно, фактическая цена будет значительно ниже ожидаемой, а кто гарантирует качество? Часто такие поставщики не имеют достаточного опыта работы, квалифицированных специалистов и ресурсов для выполнения работ. Результат – проект превращается в долгострой либо заказчик получает некачественную услугу/товар.
Чтобы конкурировать с недобросовестными поставщиками, демпинговать начинают все остальные игроки рынка. В результате вся отрасль вынуждена работать в убыток или же использовать низкооплачиваемую рабочую силу, то есть снижать текущие издержки. Все это приводит к остановке развития и необходимости применения устаревшего (более доступного) оборудования. Кроме этого, многие компании вынуждены укрывать доходы, выплачивать заработную плату в «конвертах», экономить на обучении кадров и так далее.
Следующий гвоздь крышку гроба забивает сложившаяся практика, когда закон не предусматривает авансовых платежей и поэтапной сдачи проекта. Если добавить к этому требования перевести на счет заказчика обеспечение контракта, размер которого иногда составляет до трети от стоимости заказа, то подрядчик, еще не заработав ни рубля, уже должен вложить свои денежные средства в несколько сотен тысяч рублей, а также потратить средства на закупку материалов, оплатить поставку, выплатить заработную плату и не забыть про все налоги. Оплату же он получит только по факту сдачи объекта, и то зачастую сроки оплаты неимоверно затягиваются. Такие риски неоправданно высоки для поставщика. В итоге сложившаяся ситуация приводит к разорению и банкротству.
Настолько высокие риски могут себе позволить только очень крупные компании или компании, аффилированные с финансовыми структурами. В случае же с малым и средним бизнесом иначе как экономическим геноцидом этот процесс назвать нельзя.
Еще один фактор, действующий на уничтожение регионального малого и среднего бизнеса в строительной области – это засилие «заезжих» поставщиков. «Заезжие» поставщики (в основном московские) выживают с рынка региональных игроков, берясь проектировать и строить за малые деньги, не зная местных особенностей и практически не выезжая на место. О каком качестве тут можно говорить?! Нередки случаи, когда дешевые поставщики продают некачественную продукцию, выполняют проекты, которые не могут быть реализованы.
Лучше всего проблему иллюстрирует ситуация, сложившаяся в микрорайоне Радужный в г. Уссурийске, проектированием которого занимался наш институт. Это уникальный проект комплексного развития территории, в рамках которого на 400 га предусматривается 400000 кв. м застройки на 15000 жителей, а также бизнес-зона, зона рекреации и спорта. Это единственный на ДВ проект, реализовавший программы «Жилье для российской семьи» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», в рамках которых уже с 2016 более 200 семей получили возможность реально улучшить свои жилищные условия и уже заехали и живут в микрорайоне.
В сентябре жители Приморья узнали о том, что на застройщика была подана жалоба в прокуратуру. Строителей обвинили в том, что ради экономии они использовали бывшие в употреблении плиты перекрытия и блоки, имеющие недопустимые дефекты. Следственным комитетом РФ по Приморскому краю было возбуждено уголовное дело по факту строительства жилых многоквартирных домов, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ). Но проведенная проверка нарушений не выявила. Однако стройка остановилась, и застройщик понес финансовые и репутационные потери, только вот никто перед застройщиком не извинился, не компенсировал ему этих потерь.
Или еще один пример. В этом же поселке по плану должно было начаться строительство детского сада. Администрация города Уссурийска объявила тендер на проектирование объекта. Техническое задание было очень подробным, причем включало, например, такие сложно и долго выполнимые условия, как обязанность по согласованию всех инженерных сетей с сетедержателями. По итогам конкурса победителем объявили компанию, которая занимается в основном юридическими услугами и инженерными изысканиями и не имеет достаточного опыта проведения проектных работ и понятия об уникальной системе газификации, созданной в поселке.
Если ситуация продолжит развиваться в том же духе, то через несколько лет от строительной отрасли в регионе вообще ничего не останется. Поэтому, коллеги, пришло время объединяться и сообща отстаивать свои интересы! На наш взгляд, работа должна вестись в нескольких направлениях.
Первое, что нужно сделать, это поддержать местных поставщиков. Сейчас специалист уравнен в правах с неспециалистом, а местные компании с «заезжими» корпорациями. Мы нуждаемся в протекционистских мерах на законодательном уровне.
Во-вторых, необходимо пересмотреть действующие ФЗ и внести дополнения, в которых будут прописаны возможности осуществления авансовых платежей и поэтапной сдачи проектов. Что позволило бы строителям и проектировщикам не разориться в процессе выполнения работ, не экономить на зарплатах квалифицированным специалистам и на качестве стройматериалов.
В-третьих, усилить контроль над выставляемыми на конкурс техническими заданиями, для того чтобы избежать постановки в них заранее невыполнимых требований.
Да, это сложный процесс. Но если мы не займемся этим сейчас, завтра мы не сможем работать. Только вместе мы сможем отстоять свои интересы!