С Днем оценщика, Владивосток!

История развития кадастровой оценки в России

27 ноября оценщики отмечают профессиональный праздник. История развития любой отрасли неразрывно связана с историей развития государства. 100 лет назад произошла Великая Октябрьская социалистическая революция – событие, которое перевернуло ход развития истории России. В государстве не стало частной собственности, не нужны стали и оценщики. Сегодня оценка востребована, потому что практически каждый гражданин является собственником. В.О. Ключевский сказал: «Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего…». Поэтому в канун профессионального праздника мы решили вспомнить историю развития российской кадастровой оценки. Это, на наш взгляд, актуально еще и в связи с передачей функций кадастровой оценки государственному бюджетному учреждению, которое в ближайшее время должно быть сформировано в Приморском крае.

В дореволюционной России оценка недвижимости проводилась в целях налогообложения. Необходимость кадастровых работ и оценки возникла после отмены крепостного права в 1861 г. При формировании земского бюджета предметом налогообложения становились объекты недвижимости. Размер налогообложения определялся доходностью и ценностью имущества.

В 1893 г. правительство России издает закон о переоценке всех видов недвижимого имущества в 34 губерниях. Работа началась, были созданы оценочные комиссии. Однако до 1917 г. из-за отсутствия единой методологии, должного финансирования, системного подхода, работы по кадастровой оценке так и не были завершены.

Исключением явилась блестяще проведенная кадастровая оценка недвижимости в Харькове. В конце XIX в. в научных оценочно-статистических кругах отмечалось, что такой оценки не было проведено ни в одном городе Европы.

Успех этой оценки был обеспечен тем, что в состав гласных городской думы было избрано много профессоров высших учебных заведений, которые взялись за методологическое и организационное обеспечение оценки городского имущества для «целей фиска».

В 1892 г. избрана специальная городская комиссия для выработки оснований для переоценки, которое обеспечило бы справедливое обложение оценочным сбором, пропорционально доходности (в соответствии с «Городским положением» этот сбор не мог быть более 10% доходности или 1% стоимости имущества).

Учреждено было городское статистическое бюро. Комиссия постановила собрать сведения обо всех домовладениях и квартирах Харькова с измерением их вместимости. На это выделялось 2 летних месяца (около 9 тыс. домовладений и примерно 40 тыс. квартир и помещений)! Было организовано 6 переписных участков с 8 работающими в каждом участке регистраторами. Они должны были обходить свои городские кварталы и сначала вручать собственникам «формуляры переписи», а через 7 дней являться опять, чтобы дополнить то, что те напишут, и произвести измерения «как дворовых мест, так и всех строений и квартир». Для общего руководства ходом переписи думой из гласных избран был Наблюдательный комитет, «на обязанность которого возложено было следить за правильностью отнесения при переписи имуществ к тому или иному виду, затем произвести сводку и разработку собранного материала, и выработку оценочных норм».

При такой организации дела за 2 месяца было описано все имущество г. Харькова. Еще за 2 месяца 16 счетчиков сделали исчисление «кубического содержания всех домовладений и размеров площадей пустопорожних мест в квадратных саженях». Затем материал был передан Наблюдательным комитетом в распоряжение избранного думой Оценочной комиссии из «10 гласных и почтенных жителей города». Эта комиссия в течение осени и зимы работала по оценке каждого индивидуального имущества. Менее чем за год весь труд был закончен. При этом был внесен существенный вклад в методологию кадастровой оценки, которая затем использовалась при проведении оценок в других городах империи.

Какие выводы можно сделать из вышеприведенного исторического обзора?

  1. Организация работ по кадастровой оценке недвижимости является очень сложным, многотрудным делом, в котором должны быть задействованы как центральная, так и местная (региональная и муниципальная) власть.
  2. Успех дела во многом зависит от политической воли власти ввести налог на недвижимость и от инициатив местных органов власти.
  3. Очень важно соблюсти баланс ответственности центральной власти и властей на местах.
  4. При принятии решения о введении налога на недвижимость необходимо четко обозначить сроки проведения работ и выделить необходимое финансирование. В противном случае работы затягиваются и их приходится повторять несколько раз.
  5. Необходимо, чтобы в центре был специальный орган, который руководил бы процессом оценки в методологическом плане. Однако в этом органе должны работать наиболее авторитетные ученые и практики в области оценки недвижимости, которые бы формировали общие принципы и методологию оценки и проводили бы «образцовые оценки» в отдельных муниципалитетах различных регионах страны. Это должно обеспечить единообразие оценок.
  6. В свою очередь, на местах должны быть собраны опытные специалисты в области оценки недвижимости для отработки методологии оценки с учетом местных особенностей рынков недвижимости.


Добавить комментарий

Войти через соцсети