Клуб директоров

20
лет

905
директоров

5885
статей





Как защитить свою деловую репутацию?

Каждой организации наверняка известно понятие «деловая репутация». Не вызывает сомнений тот факт, что деловая репутация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является одним из условий их успешной деятельности. А так как основной целью такой деятельности является извлечение прибыли, то размер последней напрямую зависит от состояния деловой репутации организации или предпринимателя.

В условиях развивающегося предпринимательства, а соответственно и высокой конкуренции среди предпринимателей, а также вследствие активной работы средств массовой информации участились случаи распространения сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях в газетах и в сети интернет, которые не всегда могут иметь положительное содержание, а чаще всего негативное. Если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то ваш бизнес может пострадать от сведений, порочащих вашу деловую репутацию. В связи с этим может стать вопрос о компенсации убытков причиненных умалением деловой репутации.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» порочащими называет, в частности, сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица. Важным условием является именно факт распространения данных сведений.

Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию граждан и юридических лиц, Пленум Верховного Суда понимает опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Порой сложно доказать, что распространенные сведения порочат вашу деловую репутацию. На практике этот вопрос решается неоднозначно. В данном случае очень важно доказать, во-первых, факт сформированной деловой репутации, а во-вторых, факт утраты доверия к вашей репутации, что может повлечь за собой сокращение у вас числа клиентов и потерю конкурентоспособности. Так, например, по делу №А76-20440/2014 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд установил, что в таких случаях необходимо устанавливать наличие реальной возможности влияния действий предполагаемого нарушителя на формирование мнения о вас. По делу №19АП-1296/2016 Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что доказательствами такого влияния являются претензионные письма партнеров по сделкам или их требование расторгнуть договор с прямой ссылкой на опубликованную информацию. В целом доказывать в суде данные факты достаточно трудно, а между тем сокращение у вас числа клиентов и утрата конкурентоспособности приводят к убыткам.

Какую сумму можно взыскать за вред, нанесенный деловой репутации? В судебной практике сложились некоторые критерии, с учетом которых определяется размер компенсации. Таковыми называют характер и содержание публикации, степень распространения недостоверных сведений, соразмерность суммы компенсации причиненному вреду, недопустимость ущемления свободы СМИ.

Помимо этих критериев некоторые суды выделяют также добросовестный баланс интересов потерпевшего предпринимателя и нарушителя, учет имущественного положения причинителя вреда и поведения самого потерпевшего, соответствие поведения участников правоотношений принятым в обществе нормам поведения. Данные критерии являются нечеткими, что дает суду возможность широкого применения судебного усмотрения.

Несмотря на имеющиеся сформированные судебной практикой критерии определения размера компенсации, данный вопрос все равно вызывает особые трудности на практике. Вы, как потерпевший, обязаны доказать факт распространения сведений лицом, а также порочащий характер этих сведений. В связи с этим немаловажно тщательно подготовиться, собрать все имеющиеся доказательства и четко сформулировать свою позицию по данному вопросу.


Толмачёва Юлия Валерьевна

Должность:
Председатель
Компания:
Коллегия адвокатов «Право»
Сайт:
www.pravo-dv.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь