Основной девиз усиления крепости Владивосток: «Русские здесь останутся навсегда!»
А.П. Шошин, военный инженер полковник (из разговора с военным министром в 1914 году). В мае 1913 г. в одном из приказов А.П. Шошин писал:

  1. Все без исключения сооружения, кроме прочности и устойчивости, должны быть безупречно выполнены и с внешней стороны.
  2. Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточные внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Все до последних мелочей должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто. Все линии постройки, углы, ребра, линии пересечения сводов, плоскости, поверхности и пр. должны быть геометрически совершенно правильны, отвесные линии действительно отвесные, а горизонтальные действительно горизонтальные.

Время собирать камни

Жители Владивостока – главной военно-морской крепости страны, форпоста России на Тихом океане, – к сожалению, сегодня забывают о героическом прошлом родного города. Его главная оборонительная мощь – фортификационные сооружения – или приведены в упадок и запустение, или используются под хознужды. А ведь их можно сделать яркой визитной карточкой приморской столицы, эксклюзивной «фишкой», отдельным и востребованным направлением туристического бизнеса. Как и что для этого нужно, знает генеральный директор строительной компании «Дальвостокстрой» Владимир Папин.

– Владимир Петрович, в чем смысл вашей идеи и как она родилась?

– Максим Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Это действительно наша проблема. У нас же уникальный город-крепость, оплот России на Дальнем Востоке, гарант защиты всей страны от угрозы со стороны государств Азиатско-Тихоокеанского региона, можно сказать, «подушка безопасности». И он был действительно мощной силой, которую уважали и боялись все наши восточные соседи. Владивосток изначально строился как крепость, по всем правилам военной науки. За короткое время было возведено более 1 300 больших и малых элементов оборонительной системы, которым не было равных в мировой фортификации. Интересно, что, ни разу не будучи использованными в боевых действиях, наши оборонительные сооружения были настолько надежными и грозными, что японская разведка посоветовала генеральному штабу убрать из плана захвата Владивостока строку «Атака с моря».

– Это познавательный исторический экскурс, а что из него следует?

– А следует то, что фортификационные сооружения такого уровня и такой мощи разрушаются и никому не нужны. Они разбросаны по всему Владивостоку и о. Русский, и год за годом ветшают и замусориваются. Некоторые форты столетие назад были построены не слишком далеко от города, и со временем город их просто поглотил. Этим уникальным историческим объектам пришлось выдерживать натиск не только вандалов и грабителей, но и строителей. Их засыпают, на их месте строят гаражи, магазины, жилые дома и т.д. Так, город пожирает самое себя, свою историческую суть и основу, гордость и опору. Но это естественные процессы, от которых никуда не денешься. Конечно, есть немало сносно сохранившихся объектов – но исключительно благодаря тому, что изначально они были построены русскими военными инженерами с колоссальным мастерством, в высшей степени качественно и надежно.

– О каких фортификационных сооружениях идет речь?

– Официально зарегистрировано 103 объекта Владивостокской крепости разной степени сохранности. В нормальном состоянии поддерживаются фортификационные сооружения на Спортивной набережной. Там, где были оборонительные сооружения в районе б. Тихая, теперь заасфальтированная дорога, форты на Баляева используются под склады, при выезде с о. Русский батарейная линия фактически разрушена, и т.д. Кстати, интересная история с артиллерийской батареей на п-ве Назимова. Сначала ее часть сдали в аренду казачьей супружеской паре, потом возникли проблемы, и они отказались от этой затеи. Но арендовали рядом участок у военных, где дети занимаются верховой ездой и проводятся русские народные и православные праздники. В одном из казематов сделали даже иконостас. В любом случае фортификационные сооружения требуют ухода и содержания.

– И вы предлагаете…

– Совсем немного – этим фортам необходим как минимум косметический ремонт. А для этого нужны цемент, песок и рабочие руки. Все. Поверьте, легко привлечь к такой работе молодежь, убив таким образом «двух зайцев»: обеспечивая им занятость и прививая интерес к истории родного города, его героическому прошлому, поднимая их патриотический дух и настрой. Тогда можно будет организовать автобусный туристско-экскурсионный маршрут по уникальным фортификационным сооружениям Владивостока. Тем более что большинство этих сооружений расположено на сопках и возвышенностях, поэтому они могут служить прекрасными видовыми площадками. К примеру, на сопке Холодильник. Уверен, такой маршрут будет пользоваться огромной популярностью как у жителей города, так и туристов стран АТР. Китайцы и японцы традиционно испытывают большой интерес к подобным туристическим предложениям. Такой маршрут может стать одной из главных визитных карточек приморской столицы, изюминкой города, раскрыть и усилить его туристский потенциал. Это реальная и легко решаемая задача. Не надо ничего изобретать – это то, что в прямом смысле лежит под ногами. Думаю, проектом могут заинтересоваться турфирмы, включив маршрут в свой пакет предложений. И я, как глава строительной фирмы, готов оказать посильную помощь – предоставить необходимые стройматериалы. Мы должны помнить свою историю, уважать и ценить труд своих предков. Это может стать новой объединяющей идеей – по крайней мере, в масштабах Владивостока.

Мы слишком долго разбрасывали камни – пришло время их собирать.



Добавить комментарий

Войти через соцсети