Кадастровая стоимость: новое в судебной практике и законодательстве

Наступившее лето не снизило «накал страстей» вокруг кадастровой стоимости. В июле к этой теме в очередной раз обратились Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Госдума РФ. Документы, принятые судами и законодателями, направлены на урегулирование вопросов, возникающих как у налогоплательщиков и арендаторов, так и у муниципалитетов.

Начало в №05 (198), май 2016

Предметом рассмотрения Конституционного суда в Постановлении 20-П от 11.07.2017 г. являлись правила распределения судебных расходов, которые допускают их взыскание с лиц, оспаривающих кадастровую стоимость земли.

Суд разъяснил, что кадастровая стоимость не является безусловной величиной. При этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, поскольку последняя получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости. Государство не вправе, вводя механизм массовой (кадастровой) оценки, перекладывать на налогоплательщика некомпенсируемое бремя несения вынужденных расходов, связанных с устранением допущенных при ее проведении возможных ошибок.

Суды при рассмотрении дел об оспаривании кадастровой стоимости исходят из того, что истец, выиграв дело, вправе рассчитывать на возмещение судебных расходов лишь в тех случаях, когда его право оспаривается ответчиком. Тем самым право на присуждение судебных расходов поставлено целиком в зависимость от процессуальной позиции ответчика, что ставит его в привилегированное положение. При этом участие налогоплательщиков в чрезмерно длительных процедурах пересмотра кадастровой стоимости с неясными последствиями, сопровождающееся к тому же издержками, причем неоднократными, на оплату оценочных и экспертных работ, проблематично. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов в результате массовой кадастровой оценки, которая была определена ошибочно, сужает реальную доступность правосудия.

Вместе с тем данными выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанным делам того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Конституционный суд постановил внести в правовое регулирование необходимые изменения, направленные на уточнение правил распределения судебных расходов по делам об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В Определении Верховного Суда РФ от 25.05.2017 №16-КГ17-23 рассматривается ситуация, которой на сегодняшний момент актуальна для приморских налогоплательщиков в отношении земельного налога.

ПРИМЕР. Общество решило оспорить кадастровую стоимость участка. Провело оценку земли, обратилось в комиссию Росреестра. Комиссия оставила заявление без рассмотрения, поскольку в регионе была проведена новая кадастровая оценка. Общество обратилось в суд. Суды всех инстанций решили, что общество не выполнило досудебный порядок. Утверждена новая кадастровая стоимость, прежняя уже неактуальна. Истек срок рассмотрения заявления. В связи с этим судами было отказано в удовлетворении требований.

Верховный суд РФ отменил акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. Общество пропустило срок для обращения в комиссию, но не утратило право подать иск об оспаривании кадастровой стоимости.

Верховный суд напомнил, что при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в реестр данные сохраняются. Требование о пересмотре архивной стоимости может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд заявитель сохраняет право применить результаты такого пересмотра для целей налогообложения.

Госдума 19.07.2017 г. приняла в третьем чтении закон, дающий возможность местным органам власти оспаривать кадастровую стоимость земельного участка, сниженную по инициативе его собственника.

Документ наделяет органы местного самоуправления правом оспорить в суде решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на их территории, но не находящегося в их собственности. Это станет возможным в случаях, когда по заявлению собственника такого земельного участка его кадастровая стоимость существенно снижается на основании установления рыночной стоимости.



Добавить комментарий

Войти через соцсети