О налогообложении резидентов свободного порта Владивосток (СВП)

Надежда Владимировна Ян,
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса,
заместитель руководителя Управления ФНС
России по Приморскому краю

В настоящее время на территории Приморского края реализуется экономическая модель, имеющая своей целью создание благоприятного климата в регионе для обеспечения роста инвестиций (в том числе иностранных) в региональные проекты. Одним из наиболее значимых является режим свободного порта Владивосток (далее – СПВ). Резиденты и инвесторы свободного порта получают множество прав и льгот.

Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О свободном порте Владивосток», зона свободного порта не ограничивается территорией только самого города Владивостока, а распространяется на ряд муниципальных образований субъектов РФ. Она включает территории Приморского, Камчатского и Хабаровского краев, а также территории Сахалинской области и Чукотского автономного округа.

Координация деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ на территории СПВ осуществляется Министерством развития Дальнего Востока. Также часть функций по ведению реестра резидентов СПВ делегирована управляющей компании. С 31.12.2016 АО «Корпорация развития Дальнего Востока» определено управляющей компанией, осуществляющей функции по управлению свободным портом Владивосток (Постановление Правительства РФ от 30.04.2015 №432).

Первые резиденты СПВ заключили с управляющей компанией соглашения об осуществлении деятельности в начале 2016 года. Поскольку получение статуса резидента СПВ, по сравнению, например с получением статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития (другой льготный режим для инвесторов), имеет облегченный характер, число резидентов СПВ постоянно увеличивается. По состоянию на 01.05.2017 года только в Приморском крае статус резидента СПВ получили уже 176 организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом порядка 10% резидентов СПВ имеют иностранных учредителей, основная масса которых – юридические и физические лица – резиденты Китайской Народной Республики.

Подводя итоги деятельности резидентов СПВ за 2016 год, необходимо учитывать общие условия осуществления хозяйственной деятельности любыми субъектами предпринимательской деятельности, реализующими инвестиционные проекты. Так, на начальных этапах имеют место значительные финансовые вложения, и только после реализации инвестиционного проекта ожидается получение дохода, а впоследствии, после достижения точки безубыточности, – прибыли. Кроме того, следует отметить, что большинство резидентов СПВ (69% от общего количества) зарегистрированы и поставлены на налоговый учет после 1 января 2015 и только начали свою деятельность.

При таких обстоятельствах на данном этапе своего развития резиденты несут текущие затраты и отражают убытки и поэтому пока не реализовали свое право на льготу по налогу на прибыль организаций или по налогу на имущество. Более того, поскольку запуск инвестиционного проекта предполагает значительные капитальные вложения, соответственно, увеличивается и возмещение из бюджета НДС.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регламентируется нормами главы 25 (статьи 246-333) Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). В частности, размер ставки данного налога определен ст. 284 НК РФ.

Согласно п. 1.8. статьи 284 НК РФ для организаций, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%. Такая ставка согласно п. 3 статьи 284.4 НК РФ применяется в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток, если иное не предусмотрено означенной статьей.

В настоящее время на территории Приморского края действует Закон Приморского края от 19.12.2013 №ЗЗО-КЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций». То есть резиденты СПВ, зарегистрированные на территории Приморского края, вправе применять при исчислении налога на прибыль организаций ставки, определенные данным законом.

Согласно ст. 2 (3) Закона приморского края от 19.12.2013 №330-K3 установлены пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет. Для организаций – резидентов СВП:

  • в размере 0% – в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток, соответственно;
  • в размере 10% – в течение следующих пяти налоговых периодов.

В отношении положений статьи 284.4 НК РФ, определяющей особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с ФЗ «О свободном порте Владивосток», необходимо отметить следующее.

Согласно п. 1 статьи 284.4 НК РФ налогоплательщиком – резидентом свободного порта Владивосток признается российская организация, которая получила соответствующий статус и непрерывно в течение указанных в пп. 3-5 ст. 284.4 НК РФ налоговых периодов применения налоговых ставок отвечает одновременно ряду требований, перечисленных в п. 1 статьи 284.4 НК РФ, и выполняет рад условий, определенных п. 2 данной статьи. В частности, для реализации права на льготную ставку государственная регистрация юридического лица, претендующего на льготу, должна быть осуществлена на территории свободного порта Владивосток. Организация не должна иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами этой территории. При этом организация не должна:

  • применять специальных налоговых режимов;
  • являться участником консолидированной группы налогоплательщиков;
  • некоммерческой организацией;
  • банком, страховой организацией (страховщиком);
  • негосударственным пенсионным фондом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  • клиринговой организацией;
  • резидентом особой экономической зоны любого типа или участником региональных инвестиционных проектов.


Добавить комментарий

Войти через соцсети