Восточный экономический форум: Стратегия развития Владивостока

Сайт Восточного экономического форума, обращаясь к своим пользователям, предложил сформулировать идеи, которые могли бы стать предметом обсуждения в рамках деловой программы встречи политиков, экономистов и представителей бизнеса в начале осени текущего года. Тема первого ВЭФ в 2015 году была достаточно общей: заявка инвестиционного пространства Дальнего Востока. На втором форуме, в прошлом году, гостям представляли первые проекты на территориях опережающего развития (ТОР), обсуждались проблемы резидентов Свободного порта Владивосток, перспективы введения безвизового режима. Если на первом форуме собралось порядка полутора тысяч участников, то на следующий съехалось уже около 4 тыс. человек.

Интерес к России, Владивостоку неслучаен. Сюда стремятся многие, и этим объясняется возрастающий поток гостей. Это вдохновляет, и хочется верить, что так будет всегда. Но долго ли деловое сообщество будет удовлетворяться «атмосферой тусовки»? Ведь многое из того, что у нас заявлено сегодня как «впервые»: льготный режим или безвизовый въезд, – является обычным делом во многих странах. А кроме того, иностранные участники форума деликатно намекали, что их интерес – понять наши долгосрочные цели и задачи: «Объясните, чего вы сами хотите, какие амбициозные задачи вы собираетесь здесь решать!»

Именно поэтому для будущих инвесторов не столь существенно, как реализуется тот или иной ТОР, что будут делать счастливые обладатели бесплатного гектара. Триллионы ожидаемых инвестиций и тысяч новых рабочих мест (когда неясно, кем будут замещаться вакансии и кто будет осваивать декларируемые вливания) вряд ли будут их впечатлять. Необходимо ответить на принципиальный вопрос:

«С какой конкурентоспособной продукцией Россия собирается выходить на рынки АТР, в какие интеграционные цепочки будет встраиваться ее экономика, на каких региональных рынках льготный режим ведения бизнеса обеспечит стране лидерские позиции?»

Отсутствие ответа на эти вопросы становится непреодолимым препятствием на пути принятия бизнесом инвестиционного решения, на чем будет специализироваться, где и с кем собирается конкурировать регион, почему так щедро раздаются льготы и в чем «навар» от выпадающих доходов?

Пока результаты бурной деятельности предъявляются количественными показателями: числом участников, объемами ожидаемых инвестиций, тысячами новых рабочих мест, новыми ТОРами, портами, ставшими свободными и т.п. Опасение, что не на всех хватит нашей щедрости, не самое страшное. Может, в начале пути стоит задуматься над тем, что ожидает нас за пределами льготного периода? Заявленные производства и будущие товары вряд ли будут востребованы на внешнем рынке, инвесторы снимутся и уйдут отсюда.

А с чем останется Дальний Восток, с чем останется Россия? С теми же убогими (хотя и свободными) «портиками», с брошенными гектарами и сбежавшим отсюда последним населением?

То есть миссия Восточного экономического форума, если мы апеллируем к столетию, заключается в том, чтобы показать, что Дальний Восток на основе своего природно-ресурсного потенциала готов занять лидирующую позицию в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет приоритетного развития в области освоения Мирового океана, освоения космического пространства и выстраивания интеграционных связей между европейской и азиатской культурами («Российская газета» – Федеральный выпуск №6662 (91)). Это как раз те сферы, где российский авторитет во многом пока остается неоспоримым, потребность в результатах которых остро ощущают многие страны, а возможности кооперации просматривается на десятилетия вперед.

С этих позиций Восточный экономический форум может стать площадкой нового интеграционного взаимодействия России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, где наша роль принципиально меняется. Не пристраиваясь к сложившимся альянсам с их правилами, а формируя принципиально новые модели наднациональных кластеров в тех сферах, где наше лидерство неоспоримо. В таком случае текущая деятельность бизнеса будет оцениваться исходя не из сиюминутной прибыли или политической конъюнктуры, а из долгосрочных стратегических задач, требующих объединения усилий многих стран.

Поиск и формирование сфер совместной деятельности устраняет причины для конфронтации и конфликтности, а альтернативой конкуренции становятся согласованные действия, эффективность и результативность которых заведомо многократно выше.

Российский Дальний Восток, как и бассейн Тихого океана, являются уникальной частью планеты Земля, ресурсные их возможности пока не изучены в полной мере, и овладеть в одиночку не получится ни у одной из стран. Неутихающие споры вокруг островов Курильской гряды свидетельствуют о том, как непросто выйти на путь совместных действий, но решение, рано или поздно найденное, станет основой других решений, направленных на совместное освоение этого огромного пространства. И это главное, что может быть на повестке Восточного экономического форума.

Пока это остается за пределами бизнес-идеологии Минвостока. Даже беглое знакомство с отчетом (Еженедельный бюллетень для уполномоченных спикеров от 15 февраля 2017 г.) показывает, что заявленные проекты, резиденты ТОРов и СПВ не имеют в виду создание на территории производств, обеспечивающих конкурентоспособность на внешних рынках. Даже те немногие проекты с иностранными инвестициями, участвующие в развитии портовой инфраструктуры, ограничены созданием минимальных удобств для вывоза угля, переработки рыбы и т.д. Российские интересы в этих проектах весьма условны.

Бизнес-проекты с государственным участием даже в пропорции 1 к 13, усиленные льготами, действительно привлекательны для резидентов.

А что получит в итоге территория, страна, люди? Новые рабочие места, но для кого? Этот вопрос актуален еще и потому, что и без того дефицитное население предлагается «растворить» на бескрайних бесплатных гектарах. А кто будет работать на вновь создаваемых предприятиях?

Для решения демографических проблем прилагается немало усилий, но реальная ситуация не позволяет рассчитывать на позитивный результат по меньшей мере до середины текущего столетия. Возможно, выход в другой стороне: ориентация на безлюдные технологии, роботизированные производства и т.д.

Желающих приехать на Дальний Восток нужно не загонять на дармовые гектары, не отвлекать немногочисленное население первобытной занятостью, а уплотнять ими уже освоенные территории, эффективно использовать сложившуюся инфраструктуру, где люди будут осваивать новейшие технологии, а условия жизни будут отвечать их потребностям.

Проекты, реализуемые в последние годы на территории Дальнего Востока, беспрецедентны, и в этом заслуга не так давно сформировавшейся команды управленцев. Но в них не достает системности, что отражается и на результатах. Ситуацию может изменить масштабный и целостный проект, который объединил бы все, что до сих пор предпринималось в организационном, управленческом, финансовом, законодательном планах. Нужна концентрация ресурсов на небольшом пространстве для обеспечения решения в относительно короткие сроки. Таким проектом, идея и параметры которого могут быть предметом обсуждения очередного форума, является создание российского Мирового города в Азиатско-Тихоокеанском регионе, своеобразной Восточной столицы России в границах Владивостокской агломерации.

Событием форума стало бы заявление президента России о наделении Владивостока статусом города федерального подчинения, в управлении которого, помимо территории в 9 000 кв. км, будет часть акватории залива Петра Великого. Восточный форум, таким образом, может положить начало реализации заложенного в названии города смысла: «владеть Востоком» – города, сопоставимого с Далянем.

Такое решение позволит скоординировать действия города, бизнеса и государства по созданию не менее двух современных специализированных портов с объемами от 200 млн тонн, возрождению национальной судоходной компании, с судами под российским флагом (http://ecotrends.ru/images/Journals/2010-2019/2017/N02/3_Articles/005_Avdeev.pdf).

Проект потребует обоснования конкретными параметрами привлекаемых ресурсов, сроками и адресной ответственностью, и это позволит понять, кого, зачем и с чем приглашать для его реализации. У решаемой задачи появляется точная цель, достижение которой обеспечивается полным (или сверхполным) набором преференций для инвесторов. Важность привлекаемых объемов инвестиций не снижается, но все же главными критериями становятся уровень пришедших сюда технологий, квалификации кадров, обеспечивающих высочайший уровень производительности труда. Любые другие виды деятельности, которые «не запрещены законом», имеют право на реализацию здесь, но все риски остаются бизнесу.

Масштаб такого стратегического замысла, очевидно, будет вызывать доверие потенциальных партнеров, послужит надежным сигналом для понимания наших долговременных намерений, а значит, может стать основанием для размещения здесь их представительств, управленческих структур, прихода сюда надолго.

Все это могло бы лечь в основу обращения президента России и итогового документа, который вошел бы в историю как Владивостокская декларация «О новой доктрине Азиатско-Тихоокеанского партнерства».



Добавить комментарий

Войти через соцсети